Previous Entry Share Next Entry
Но-вик-чем-пи-он! Часть 1
alan_a_skaz
Но-вик--чем-пи-он!! серия из 8 постов:
Часть 1 След зарубежной агентуры http://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html
Часть 2 Париж далеко от Бердичева? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30202.html
Часть 2.4 Кто за кем занимал? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30326.html
Часть 3. Что русскому здорово, то немцу... http://alan-a-skaz.livejournal.com/30563.html
Часть 4. цыплят по осени считают http://alan-a-skaz.livejournal.com/30889.html
Часть 5. 1. Практика юбер аллес БФ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31205.html
Часть 5. 6. Практика юбер аллес ЧМ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html
Часть 6. = А вот как надо = http://alan-a-skaz.livejournal.com/31731.html

По впечатлениям очередной дискуссии о якобы величии Российской империи на морях. ЭМ "новик" - такой же фетиш хрустобулочников, как русские квази-"линкоры" и самолет "Илья Муромец". Но, в отличие от остальных фетишей, его слава в массовом сознании менее развенчана. Попытаюсь исправить этот пробел.

=1. След зарубежной агентуры.=
Прославляемые технические достижения якобы передовой промышленности Росийской империи 20 века, обычно, на поверку оказываются либо вовсе не достижениями, как "Севастополи", и даже провалом, как "Измаилы"; либо единичными опытными экземплярами, как "Краб", а не промышленной серийной продукцией; либо, чаще всего, в значительной мере заслугой промышленности совсем других стран.

Не исключение и часто приводимые в пример "Новики" - как крейсер, так и эсминцы.

1.0. Знаменитый "русский" крейсер 2-го ранга "Новик", первый в мире 25-узловой, рекордсмен скорости в своем классе, и прочая и прочая, был построен в Данциге германской фирмой Шихау.
Через 3 года после этого были уже в России сделаны его слегка скорректированные копии "Изумруд" и "Жемчуг", которые имели даже некоторые улучшения в отношении мореходности, - но по скорости на узел отставали от оригинала, уже к тому времени переставшего быть рекордсменом. Сначала его догнали английские скауты типа "Сентинел"(Sentinel), потом - соотечественники оригинала. Еще сильнее потеряла в скорости русская копия "русского" крейсера 1-го ранга "Богатырь", тоже сделанного в Германии: "Олег" имел скорость 21 узел против 24,5 узлов оригинала.

Русские (по месту производства) клоны рекордсмена оказались от рождения заурядными. Впрочем, "Жемчуг" поставил своего рода антирекорд по скорости, с которой он был уничтожен в прямом бою противником того же класса.

1.1. Концепция крупного скоростного эсминца с мощным вооружением была взята от английских "трайблов"(создание и ввод в строй 1907-1909гг).
Русские (!) адмиралы и инженеры долго называли "новики" не иначе как "эсминцы английского типа" - и на стадиях обсуждения концепции, и во время постройки, и даже еще некоторое время после начала их службы.

1.2. Турбины "Новиков" первоначально проектировались и изготовлялись немецкой фирмой "Вулкан". Позже для Николаевского завода стали поставлять аналогичные по характеристикам английские турбины системы Парсонса, которые еще позже были при помощи английских инженеров (!) скопированы и освоены для производства в России.

Более того: немцы обеспечили и отладку турбин, а также всего комплекса судовых машин, хотя первоначально это в их обязанности не входило.
Уже установленные на корабль немецкие машины оказались, по результатам испытаний лета 1912 года, неспособными вытянуть указанную в техзадании скорость.
Хотя проектную мощность они полностью обеспечивали, т.е. свои обязательства немцы выполнили полностью - проблема была в недостаточной точности расчетов с русской стороны.
Однако, немцы предпочли обезопасить свою репутацию. Почти готовый корабль был своим ходом перегнан в Штеттин, где немцы за неск. месяцев произвели некоторое переоборудование и отладили работу машин надлежащим образом, повысив их мощность сверх заданной.

В результате первый "Новик" даже немного перекрыл скорость техзадания: по результатам испытаний был достигнута скорость 36 узлов полная (т.е. с нормальной боевой загрузкой), 37,2 узла максимальная (т.е. в максимально облегченном состоянии).
Часто встречаются утверждения, будто это было мировым рекордом, что на самом деле неверно: такие показатели были достигнуты англичанами гораздо ранее (ниже об этом будет подробнее), а к 1913 году уже и некоторые другие аналоги перевалили этот рубеж.

Но ни один (!) из последующих серийных эсминцев того же, как бы, типа, сделанных уже полностью в России (хотя и с применением импортных агрегатов), не был способен развить такую же скорость, как первый предсерийный "Новик":
в первой серии от 28,7("Пылкий") до 33 узлов, в последующих гораздо более поздних - до 34-35 узлов. Такая скорость была уже не более чем заурядной.

1.3. Орудия 102-мм, тоже значимый и многими восхваляемый элемент достоинства "Новиков", создавались на Обуховском заводе с помощью специалистов "Виккерса" и на основе виккерсовских же, т.е. английских, более ранних аналогичных орудий.

1.4. Того же происхождения СУО - система управления огнем: схема Гейслера, дальномер производства фирмы "Барр и Струд", Глазго. Это типично для практически всех военных кораблей РИФ (российского императорского флота) в конце 19 - начале 20 века.

1.5. Торпедное вооружение "Новиков" было устаревшим уже на момент ввода в строй первого из них. Развитые страны к тому времени уже перешли на 500 - 533 мм торпеды.

1.6. Нелогично и странно предполагать, будто устройства, ВСЯ высокотехнологичная часть которых сделана за рубежом или по зарубежным образцам, способны оказаться для того же самого зарубежа (!) "превосходными, несравненными, недосягаемыми..." и так далее, как любят утверждать некоторые "талантливые личности".

Но логика и факты находятся под строжайшим религиозным запретом для верующих, чьи базовые догмы неспособны выдержать столкновение с реальностью - вроде мифа патридiотЪов о небесном совершенстве Российской империи в последние годы ее существования.

?

Log in

No account? Create an account