alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

РЯВ: потери, мифы и реальность. Порт-Артур2

продолжение поста https://alan-a-skaz.livejournal.com/112479.html
там же список предш. постов о потерях в РЯВ.
Вопрос о численности защитников ПА уже разбирался мной 4 года назад (https://alan-a-skaz.livejournal.com/24831.html), но тогда я не лез в подробное знакомство с состоянием дел на море, а принял на веру тексты Кривошеева, где русские потери в РЯВ оказались СИЛЬНО занижены; и не рассматривал вопросы дислокации кораблей, формально принадлежавших к 1ТОЭ, перед РЯВ. Поэтому данные нуждаются в некоторых уточнениях.
Численность собственно гарнизона ПА по штату 12,1 тыс.чел., и нередко именно эта цифра выдается за ВСЮ численность защитников ПА, - а численность японцев, напротив, завышается примерно вдвое, за счет фальсификаций с потерями японцев (общие/санитарные выдаются за потери убитыми, которых реально в разы меньше). Это дает основания для многочисленных мифов про якобы успешность боевых действий царской армии и флота при Порт-Артуре.
В число армейских военнослужащих, находившихся в ПА перед началом РЯВ, входили кроме штатного гарнизона дивизия (7-я Восточно-Сибирская стрелковая, выделенная в подчинение начальника Квантунского Укрепленного Района) и пехотный полк, переброшенный из Владивостока на укрепление гарнизона. Потом присоединилась 4-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, ~17 тыс. после боевых потерь, отступившая в крепость после поражения у ЦзиньЧжоу (б/в потери 780 чел.: 182 учтенных убитых и 598 "пропавших без вести" - т.е. неучтенных убитых и неучтенных пленных; раненые и контуженные указаны с очевидным и изрядным недоучетом - меньше, чем б/в потерь, так не бывает в реальности).
Реальная численность сухопутных военнослужащих в крепости перед осадой составляла на 17 июля: Генералов,офицеров 665 Нижних чинов 41780 (в сумме 42445), округляем - 42,4 тыс. чел.

С учетом б/в потерь при ЦзиньЧжоу, при ПА находились перед РЯВ 43,2 тыс. человек, еще 215 тыс. в Манчжурской армии. Итого ~258тыс.
Японских регулярных военнослужащих на материке перед РЯВ было НОЛЬ, в начале войны в Чемульпо был высажен неполный пехотный полк (менее 4 тыс.чел.), только в апреле высадилась армия Оку, на тот момент 35 тыс., к моменту Тюренченского сражения (18 апреля с.с./1 мая н.с.) численность японцев в материковой Азии доросла до 60 тыс.
Что там насчет постоянного подавляющего численного превосходства японцев над героическими русскими, с начала и до конца РЯВ? ;-)

Но и это далеко не всё. В ПА были в большом количестве моряки. Это Квантунский Флотский Экипаж, т.е. л/с кораблей, находившихся в Порт-Артуре постоянно, 4 886 человек.
Далее, моряки 1ТОЭ - 1-й Тихоокеанской эскадры.
По штату в ней числилось 12 664 человек, однако в т.ч. были корабли, перед РЯВ дислоцированные за пределами ПА, с численностью экипажей 4015 чел. по штату, т.е. в ПА непосредственно оказывается 4886+12664-4189=13361 ~13,4 тыс. чел.
Все они тоже оказались в рядах защитников Порт-Артура, особенно после отказа флота от попыток прорваться (после поражения в Желтом Море 28 июля 1904г.), либо иначе действовать как флот.
В отличие от японских коллег, царские моряки, будучи в море изрядно "застенчивы", действовали на суше весьма активно. После поражения в Желтом море, десантные роты броненосцев и сводные роты меньших кораблей были сведены в 4-й и 5-й морские десантные батальоны, общей численностью 15 офицеров и 1246 нижних чинов. 1-й, 2-й, 3-й батальоны десанта составляли моряки Квантунского флотского экипажа. В дальнейшем десант непрерывно пополнялся за счет корабельных экипажей, заметно поредевших.
При отражении первого штурма крепости самые кровопролитные бои развернулись 9 августа за редуты № 1 и № 2. Там десант потерял 149 человек убитыми и 230 человек ранеными.
Крупные потери десант понёс в ноябре 1904 г. в боях за Высокую гору (4й штурм). Потери моряков общие при этом 1404 человека, из которых 371, включая 9 офицеров, убиты.
В боях на суше моряки успешно применили корабельное минное оружие. Японцы тоже применяли похожие приемы.
Еще было ополчение: 13 дружин добровольцев, 2300 человек всего.
Итого до замыкания осады в ПА находилось вооруженных защитников 42,4+13,4+2,3 = 58,1 тыс.
Русская Википедия, с традиционной для нее брехливостью по вопросам, затрагивающим религиозные чуйства патридиотЪов, называет взятую с потолка цифру 38 тыс. защитников ПА перед началом осады. Более вменяемые иноязычные версии Википедии называют обычно цифру ~50 тыс., это гораздо ближе к истине, но тоже заметное преуменьшение.

За исключением ~300 человек из экипажа "Новика", потопленного у Сахалина, и некоторых единичных личностей, вроде сбежавшего наместника Алексеева, или приезжавшего покрасоваться на войне Вел.Кн.Кирилла Владимировича (своим опытом доказавшего, что ТАКОЕ не тонет), все остальные защитники ПА в расположение главных сил уже не вернулись, т.е. являются ПОТЕРЯМИ.
Часть этих потерь составляет специфическая категория: интернированные экипажи кораблей, добравшихся до нейтральных портов, - это в сумме ~2,66 тыс. (в посте 4-летней давности это число было указано только по кораблям, прорвавшимся после боя в Желтом море, не учитывая другие подобные события - т.е.с недоучетом около 0,86 тыс.)
Интернированные военнослужащие не являются боевыми потерями и демографическими потерями - после войны они все вернулись домой. Однако, во время войны они из состава действующих вооруженных сил были исключены.
Также надо выделить б/в потери в сражениях на море до 1 августа 1904г. (1038 чел.), более поздние потери на море нет смысла выделять в отдельную категорию - поскольку морские сражения после поражения 1ТОЭ в Желтом море стали незначительны по масштабам, а вот участие моряков в сухопутных боевых действиях - наоборот. Поэтому их надо учитывать в числе прочих защитников ПА при оценке сравнительной боеспособности армий в сухопутной войне.
В кольце осады остались, и потом были полностью, так или иначе, потеряны 58,1 - 0,3 - (2,66+1,04) = 54,1 тыс. защитников Порт-Артура.
Перед первым штурмом ПА в армии ген. М.Ноги было 51 тыс. человек. Подавляющий численный перевес японцев? Где?! :-)

Если кому интересно, по всем отдельным боевым кораблям 1ТОЭ сводка под отдельным катом, из которой и были выведены сюда итоговые цифры. Многабукафф.

* данные об убитых в бою могут быть неполными и/или заниженными. Возможны последующие уточнения.
ЭБР:
"Победа" (штат 769) бой 27 января - 2 раненых умерли от ран после боя.
бой в ЖМ 28 июля: 3 погибших, +1 умер от ран после боя (4 б/в).
"Цесаревич" (штат 778) 27 янв без б/в потерь, 28 июля 16 погибших в бою, остальные интернированы (экипаж 778 чел.).
"Ретвизан" (штат 778) 27 янв без б/в потерь, 28 июля 6 убитых. Еще 1 погибший при обстреле.
"Пересвет" (штат 769) 27 янв без б/в потерь, 28 июля 13 убитых.
"Полтава"(штат 662) 27 янв без б/в потерь, 28 июля 12 чел., 1 погибший при обстреле.
"Севастополь"(штат 662)28 июля без потерь, но 2 погибших при послед. ремонте, 1 при обстреле.
"Петропавловск"(штат 662 + штаб флотилии) погибших с кораблем от 649 до 682 чел. по крайним оценкам. Примем 670.
По ЭБР: штат 1986, б/в 2 чел. 27 янв.; 51 чел. 28 июля; всего 723.

БрКр "Баян"(штат 573) 27 января 4 убитых, +2 умерших от ран. Позже подорвался на мине и потерял боеспособность. Добит обстрелом. Более 200 чел. воевали на суше.
Кр1 "Паллада" (штат 559) - сведения о потерях 27 янв. отсутствуют.
Кр1 "Диана" (штат 559) - св. о потерях нет, после боя в ЖМ интернирован.
Кр1 "Аскольд" (штат 576) - св. о потерях нет, после боя в ЖМ интернирован.
Кр2 "Боярин" (штат 331) - б/в потери 10.
"Боярин" - в числе жертв "Енисея", но в т.ч. и по собственной халатности.
Корабль был оставлен экипажем преждевременно, без должных мер по спасению, ~2 суток оставался на плаву без экипажа, прежде чем получил еще неск. подрывов и затонул окончательно.
Кр2 "Новик" (штат 328) - в ЖМ б/в потери 2, в бою у Сахалина б/в потери 2.
устаревшие Кр:
Кр3 "Забияка" (штат 155) - разоружен, экипаж воевал на суше, командир погиб, корабль уничтожен обстрелом.
Кр3 "Разбойник" (штат 113) - разоружен, экипаж воевал на суше, корабль затоплен.
Кр3 "Джигит" (штат 113) - разоружен, экипаж воевал на суше, корабль затоплен.
Всп. "Ангара"/"Москва", (штат?) - в ПА при обстреле поврежден, потоплен, подорван перед сдачей.
По Кр.: штат 3307 + ?, потери 27 янв. 6 чел., 28 июля 4 чел.

КЛ
"Отважный" штат 188, потери не указ., затоплен экипажем.
"Гремящий" штат 188, "отличился" невыполнением приказа по огн. поддержке позиций у ЦзиньЧжоу. Потери не указ., в авг. 1904г. подорвался на мине, 8 погибших (в пределах ПА).
"Манджур" штат 188, с началом РЯВ интерн. в Шанхае.
"Гиляк" штат 166, потери не указ., при обстреле в ноябре поврежден, разоружен, потоплен.
"Сивуч" штат 139, находился перед РЯВ в Инкоу, боевых потерь нет, взорван экипажем.
"Кореец" штат 174, находился перед РЯВ в Чемульпо, боевых потерь нет, взорван экипажем.
"Бобр" штат 170, потери не указ., при обстреле в окт-дек поврежден, разоружен, потоплен.
штат КЛ в ПА 712 чел, потери неизв. (возм. =0)
По Кр.: штат 3307 + ?, потери 27 янв. 6 чел., 28 июля 4 чел
По ЭБР: штат 1986, б/в 2 чел. 27 янв.; 51 чел. 28 июля; всего 718+5=723.
в сумме ЭБР+Кр+КЛ штат в ПА 5293+712=6005, б/в потери 27 янв. 8 чел., 28 июля *53чел., в сумме 56+12+670+5=843
интернированы 767+559+576=1902 *1902-5=1897

ЭМ:
Мин. крейсера "Гайдамак" и "Всадник", штат 64*2=128, потери предп. =0
тип "Буйный" штат 68*2=136
"Бурный" после боя в ЖМ прорвался, но сел на камни, экипаж интернирован.
"Бойкий" в декабре прорвался (в Чифу/Циндау - сведения разл.), интернирован.
"Боевой" тип "Сом" штат 62, участвовал в боях, получал повреждения,
11 июля торпедирован (1 убит), подорван экипажем.
тип Кит штат 62*4=248
"Бдительный" подрыв на мине в окт., остался на плаву с потерей боеспособности,
потоплен экипажем в ПА перед сдачей. Потери не указ.,
"Бесстрашный" участв. в бою при Ляотешань. потери не ук, после боя в ЖМ интернирован в Китае.
"Бесшумный" участв. в бою при Ляотешань. потери не ук, после боя в ЖМ интернирован в Китае.
"Беспощадный" участв. в бою при Ляотешань. потери не ук, после боя в ЖМ интернирован в Китае.
тип Форель 5*64=320
"Внимательный" участв. в бою при Ляотешань. потери не ук,
у ЦзиньЧжоу 14 мая посажен на камни и брошен при паническом бегстве отряда.
"Выносливый" участв. в бою при Ляотешань. потери не ук, после боя в ЖМ вернулся в ПА.
В авг. погиб на мине, погибших 12 чел.
"Внушительный" отрезан от базы яп.крейсерами, в панике брошен командой, расстрелян и потоплен японцами. Потери не указаны.
"Властный" перед сдачей прорвался в Чифу, интернирован.
"Грозовой" потери не ук., после боя в ЖМ интернирован.
Тип Хай-Хоа, "Л-т Бураков", штат 57, 11(23) июля торпедирован, 2 погибших.
Тип Сокол. Штат 12*62
"Разящий" В авг. погиб на мине, погибших 3 чел.
"Расторопный" заблокирован в Чифу, подорван, экипаж интернирован.
"Решительный" в феврале 1 чел. списан в Россию по сост. здоровья.
перед боем в ЖМ захвачен японцами в Чифу. Экипаж: 2 погибли при захвате, 60 интернированы.
"Сильный" потери н/у, подорван перед сдачей.
"Сердитый" потери н/у, перед сдачей ПА прорвался в Чифу, интернирован.
"Смелый" потери н/у, перед сдачей ПА прорвался в Циндау, интернирован.
"Сторожевой" потери н/у, подставился под торпеду для ЭБР "Севастополь", не дождался ремонта.
"Стерегущий" 26 февр(10 марта) из экипажа в 52 чел. (4+48) 4 пленных, 48 погибших.
"Страшный" 30 марта(12 апр) из экипажа в 4+58 спасено 5 матросов (погибших 57)
"Скорый" потери н/у, перед сдачей ПА прорвался в Чифу, интернирован.
"Стройный" 31.10.04 погиб на мине заграждения на внешнем рейде Порт-Артура (4 погибших, 11 раненых)
"Статный" потери н/у, перед сдачей ПА прорвался в Чифу, интернирован.

Для ЭМ и т.п. штат 1505 б/в потери в море до 1 авг. 110 чел.
интернированы: 68*2+62*3+64*2+62+60+62*4 = 758
в сумме ЭБР+Кр+КЛ+ЭМ штат в ПА 5293+712+1505=7572, б/в потери в сумме 838+110=948 *948+5=953
интернированы 1902+758=2660 *поправка 2660-5=2655

Номерные(малые)миноносцы и миноноски - 10 вымпелов.
штат 2*(2+16) + 4*(2+22) + 2*(2+19) + 2*(2+16) = 210
N 204 затоплен после аварии во время набега на порт Гензан 17.06.1904 г.
N 208 подорвался на мине у о. Скрыплева и погиб 4.07.1904 г.(1 убитый, 5 раненых).
Минные транспорты (Минзаги)
"Амур" штат 13+272=285 потоплен на базе арт.огнем.
"Енисей" (штат 322) - минзаг, подорвавшийся на собственных минах.
Нанес по безграмотности командования своим ущерб в разы больше, чем противнику.
Погибло с ним 89 человек.
Транспорты - 4 вымпела, все во Владивостоке.

в сумме по всем категориям, штат экипажей в ПА 7572+210+607 = 8389 (не считая инфраструктуру!), б/в потери на море до 1 авг. 1904г. в сумме 948+1+89+5=1043
интернированы 2655

за пределами ПА: БрКр "Рюрик"(819), "Громобой"(874), "Россия"(839), Кр1 "Варяг"(580),
"Богатырь"(576), КЛ "Кореец"(174), "Манджур"(188), "Сивуч"(139), = 4189
Tags: РКМП, РЯВ, без-ретуши, военная история, история, ликбез
Subscribe

  • РусскиеЪ ПобедыЪ и РЯВ - 2. Тюренчен.

    Даже мелких боев на суше за первые месяцы РЯВ было крайне мало. Царские силы в пределах Кореи, несколько сотен казаков и сравнимое число пехоты,…

  • РусскиеЪ ПобедыЪ и РЯВ - 1. начало.

    Надо все-таки перейти к подробному разбору событий РЯВ, которую, 100+ лет спустя после драки, всё старательнее выдают за царскую победу - вместо того…

  • немного о Корее в РЯВ

    Обычно у нас Корея в РЯВ рассматривается только как плацдарм для вторжения японцев на материк и их приз за победу в войне, но не как субъект событий.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments