alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

к «хардкорные советские учебники» от avva

"РИ была молодой, современной и передовой страной."
Ага-ага, только в этой "молодой, современной и передовой" практически все актуальные технологии приходилось копировать с западных (отставая на многие годы), и приглашать во все ответственные проекты иностранных инженеров, - потому что выпускники царских гимназий, за вбитой в башку мертвой латынью, нормальные технические дисциплины обычно не просекали.
А выпускники ЦПШ, - коих было в РИ подавляющее большинство среди получивших т.н. образование, - те не то что чертежи читать, газеты-то читали вслух по слогам, медленно и печально. Мог свою фамилию-имя прочитать/написать, хоть со скрипом - уже грамошный. ;-))))))

"Мерить успешность высшего образования его охватом -- это дурная советская привычка. "
Это единственно разумный подход. Поскольку стране для развития нужно достаточное количество специалистов с высшим образованием.
А не тот ужас, который был в РИ, - где на всю страну, дай бог, найдутся единицы грамотных специалистов в каждой области, а на "точном" производстве болты в резьбу кувалдой забивают, и кулаком/пальцем измеряют точность изготовления деталей машины.
А потом свежесделанный корабль начинает тонуть, - когда в наспех замазанные краской дырки проникает вода, - и нуждается в ремонте, по сути переделке заново, сделанном уже во Франции.
Скажете, вымысел? Ан нет, реальная история производства и приемки канлодки "Храбрый" именно так и выглядела!

Теперь, что касается якобы высокой гуманитарной грамотности царских гимназистов, на уровне, недоступном советским вузам.
Я даже не буду напоминать, что гимназистов в РИ было с гулькин нос, а среди них отличников/хорошистов было вовсе жалкое меньшинство. Почитайте воспоминания Л.Кассиля "Кондуит и Щвамбрания" об этой самой гимназии и гимназистах.

Я о другом, менее общеизвестном. У моей бабушки было много старых книг, в т.ч дореволюционные издания, включая те самые книги, по которым учили гимназистов. Полное собрание сочинений Ушинского, в том числе.
И у меня, тогда младшешкольника, от чтения этих книг впечатления были вовсе не лестные!
Именно оттуда у меня появилось осознание глубочайшей убогости царского образования.

Для начала, язык был крайне примитивным. Книга для чтения старших классов гимназии воспринималась как детсадовская.
Далее, все было пропитано откровенной пропагандой. Кто обвиняет СССР в назойливой пропаганде, тот царских учебников в глаза не видел! О православии, о царях, о царской истории - потоки меда засахаренного, до полного неприличия и неправдоподобия.
О дохристианской нашей истории - мрак. Не было ничего хорошего, дикость и мрак, пока не пришли в русскую землю варяги, и с ними христианство, тут-то сразу сплошное благорастворение воздусей наступило. И прочее тому подобное.
Естественные науки преподавались тоже очень примитивно. О географии и населении Земли - исключительно расистский подход, все кроме русских и европейцев - дикари-сЪ.
При этом за кадром: русские тогда для европейцев тоже дикарями считались, и не без причин.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
P.S. - При этом, логика в гимназических учебниках практически отсутствует: подается, как и сейчас, набор слабосвязанных между собой как-бы-фактов (включая почти бредовые утверждения), движущая сила мировой истории - это кому что из великих людей в голову стукнуло, ах да, Бог вдохновил. ;-)
Также начисто отсутствует культура ссылок, культура анализа источников. Откуда что взято - остается тайной для гимназистов, надо только принимать за абсолютную истину мнение автора учебника.
Такой "уровень", вправду, был недоступен не то что советским вузам, даже советским школьникам. По счастью. :-)
Tags: без-ретуши, бытие и сознание, дебилы, история, ликбез, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments