alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Неведомые царские мегатехнологии "Волхова"

Спасибо хрустобулочникам, без них было бы скучно. Недавно очередной шикарный экспонат то ли зоопарка, то ли паноптикума, возбудился на пост и обсуждение вот здесь: https://alan-a-skaz.livejournal.com/58502.html
В числе сенсаций, открытых мне, - про царские 252-мм гаубицы, штурмовавшие Берлин; про воевавшие царские танки Пороховщикова "Вездеход-3" в количестве 63 экземпляров, и т.п., было поведано и такое: " о сих пор в строю корабль-док для подводных лодок 1913, полностью сделанный на Путиловском заводе, включая гайки и болты. это сложнейшее строительство не то что тогда, а даже и сейчас."Коммуна" или как тогда назывался корабль "Волхов" сделан из металла, технология которого по сей день точно не известна"

1. Про эту "неведомую технологию" сей безмозглый попугай дятел долбит мне мозги не переставая, хотя для остального человечества тут загадок нет и не было. В Википедии и то сообщают, что металл - обычная мартеновская сталь, только ей было сделано в свое время вороненое покрытие.
Способ даже для 19 века уже не новый (лужение и воронение - весьма древние "неведомые технологии"), хотя не из дешевых.
В 20 веке добавились многочисленные гальванические покрытия, катодная защита и другая электрохимия, и т.п. - хотя обычно по прежнему ограничиваются старой как мир (зато дешевой) защитной грунтовкой, исходя из того, что моральное старение военных кораблей гораздо быстрее их физического разрушения, и нет смысла тратить огромные средства на вечное сохранение того, чему жить больше 10-15 (от силы 20) лет ни к чему и незачем.

2. Теперь про новизну, оригинальность и прочую исключительность. Вообще-то плавучие доки, сокращенно плавдоки, человечеству известны ровно с тех пор, как они стали актуальны и нужны. И вечная родинаслонов Россия тут не при делах, смотрим (надо открывать отдельной вкладкой):
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:American_brig_in_floating_dock,_Port_Chalmers,_1870s.jpg - это США, порт Чалмерс, за 40+ лет до "Волхова".
А вот вариант проще, зато гораздо раньше. Называется "камели". https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/Venetian_Ship_on_Camels.jpg/768px-Venetian_Ship_on_Camels.jpg


3. Но, может быть, РИ открыла человечеству применение плавдоков-спасателей специализированных, именно для подлодок? Нет, и тут облом-сЪ. И подводные лодки не в РИ изобретены, и не ей первой освоены, и инфраструктура для них - тоже.
В Германии аналогичное судно под названием "Вулкан" было построено в 1907г., в 1911 уже было применено по назначению для успешного спасения затонувшей подлодки U-3, и как раз немецкий образец был взят для подражания при создании "Волхова" с отставанием всего на 6,5 лет - что, вправду, почти чудо. ;-)
http://alternathistory.com/spasatelnoe-sudno-volhov/
Длина судна-дока, получившего название «Вулкан», составляла 70, ширина 16,8, осадка 3,2 м, грузоподъемность 500 т. Судно состояло из двух корпусов, соединенных двумя арочными конструкциями. В средней части на двух стальных фермах располагалась платформа с гинями. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Bundesarchiv_DVM_10_Bild-23-61-54%2C_U-Boothebeschiff_%22SMS_Vulkan%22.jpg

При создании аналога в РИ размеры были увеличены до 96 м по длине (между перпендикулярами 87,6), ширина по мидель-шпангоуту 18,574, высота борта 8,4, осадка при нормальном водоизмещении 3,658 м.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/77/Volkhov_launched_at_Putilovskaya_Verf_in_Saint_Petersburg_17_November_1913.jpg

Корпуса строились из стали Сименс-Мартена (здравствуй, неведомая идиотам технология), которая теперь именуется просто мартеновской, принцип разработан в 1856г., реализован в 1864г., и с тех пор экзотикой не считается; форштевни и ахтерштевни – стальные, литые или кованые (по выбору завода). Шпангоуты (при шпации 600 мм) собирались из угольников.
4. Но надо отметить, как раз в РИ "Волхов" оказался весьма востребованным: поскольку царские подводники более всего отличились именно числом и идиотизмом самозатоплений.
С боевыми успехами у них было несравненно хуже: несколько английских экипажей на английских подлодках, действуя на Балтике, по результативности оказались наравне со всем Балтфлотом - и далеко перегнали русских коллег, всех вместе взятых.

5. Отдельно надо заметить, идиоты вообще любят объявлять неведомым человечеству то, что неизвестно/непонятно лично им - а такого у идиотов МНОГО. ;-)
Видел я дебила такого, который доказывал космическое происхождение египетских пирамид невозможностью их создания земными технологиями за обозримый срок. Альтернативно-одаренный индивид считал сроки так: брал время полного технологического цикла одного блока - от вырубки в каменоломне до доставки и установки на место - и умножал на число блоков. Возможность вести эти процессы параллельно и одновременно осталась для его мозгов неведомой(TM), древние египтяне оказались гораздо умнее.
А еще добавлю, что если бы вправду технология, применяемая в 19 веке, оказалась для РИ неведомой - это был БЫ пинок тогдашним царским технологам. И это бы означало, что российская технологическая отсталость при царе еще намного БОЛЬШЕ, чем была в реальности. Но откуда ж и зачем брехунам-хрустобулочникам что-то понимать в инженерном деле, технологии и промышленности, о которых они так любят трепаться?

6. Реальные подводные лодки очень быстро вышли за рамки размеров "Волхова", которые в 1913г. казались взятыми с огромным запасом. Уже в 20е гг. советские "Декабристы" с водоизмещением ~1 тыс.т и длиной корпуса 76 м стали близки к пределу возможностей "Коммуны", как теперь назывался плавдок-спасатель, а эскадренные лодки тип "Правда" (1931-1936) и крейсерские (серия 1936-1943 гг. так и названа, они же тип К) вышли за эти пределы.
Малые и средние подлодки, наиболее массовые, все еще оставались в тех пределах. Но уже во время ВОВ были предложения переориентировать плавдок в плавбазу подлодок "Малютка", не зря названных именно так.
7. Атомные подлодки (АПЛ), особенно ракетоносцы, уже сразу вышли за рамки возможностей бывш."Волхова". Первая же советская АПЛ имела длину более 100м и водоизмещение в неск. тыс. т., одна из первых АПЛ - подводных ракетоносцев проекта 1958г. "Навага" имела данные: водоизмещение надводное 11 740 т, подводное 18 200 т, длина (по КВЛ) 132 м, ширина корпуса наиб.11,7 м, средняя осадка (по КВЛ) 7,9 м.
Самая большая в мире подлодка, советская "Акула", еще крупнее: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/941/list.htm
Водоизмещение надводное 23 200 т, подводное 48 000 т (в полтора раза больше ближайших зарубежных аналогов: американских "Огайо" и английских "Вангард"). Длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м, ширина наиб. 23,3 м, Средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м.
https://sun9-5.userapi.com/c855036/v855036658/2246ee/EcVFaecVRIw.jpg

Печально знаменитый "Курск", оставленный путинской властью без спасения, и погубленный ей вместе со всем экипажем, гораздо меньше "Акулы", - но и рядом с ним бывш. спасатель "Волхов" смотрится, как муравей рядом с ящерицей.
Путинская РФия сейчас способна только "утилизировать" советских гигантов, - т.е. пилить их на металл и/или продавать за рубеж. Но все равно для нынешних подлодок ветеран-плавдок непригоден уже давно. Оборудование на нем уже неоднократно заменялось, и сейчас только корпус (не факт, что полностью) да название остались с былых времен.
Его применяли однажды для подъема утонувшего самолета, а обычно - как носитель подводных аппаратов-роботов, с чем могли бы лучше справиться многие гораздо более современные корабли.
Так что держат его в строю до сих пор уже именно ради его стажа. По сути, скорее музейный экспонат, хотя вроде как в строю.

8. Знаменитая "Аврора" тоже вроде как в строю, будучи на 10 лет старше "Волхова" - однако хрустобулочники её не превозносят так, а стараются про нее вообще не вспоминать. Немудрено. ;-) Японцы держат на плаву ЭБР "Микаса", ровесник "Авроры" и победитель в РЯВ.
Есть и еще более древние корабли-музеи. В США на плаву поддерживается, и числится в боевом составе флота, фрегат "Конституция" 1797г, который на свое 200-летие выходил в море под парусами.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/USS_Constitution_underway%2C_August_19%2C_2012_by_Castle_Island_cropped.jpg?uselang=ru

У англичан в похожем состоянии находится немного более старый HMS Victory (1765), флагман Нельсона в Трафальгарском сражении. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d9/Victory_Portsmouth_um_1900.jpg?uselang=ru

А вообще список находящихся на плаву кораблей-музеев, среди которых немало ровесников "Волхова", и предшественники есть, насчитывает многие десятки названий. Может, и за сотню наберется, - не проверял, и там по разному считать можно. Желающим - попутного ветра: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5%D0%B2
Так что и тут царский плавдок ничем примечательным не оказывается.

9. Нынешние плавдоки существуют в количестве, это не редкость и не новость, - хотя безграмотным идиотам о том тоже неведомо. Вот недавно "эффективные манагеры" на ровном месте угробили плавдок ПД-50 постройки 1980 года , который БЫЛ крупнейший в РФ, и аналогов/замены ему нет и не предвидится. Виноватых, кроме стрелочников, не нашли, конечно.
https://svpressa.ru/war21/article/249610/
https://zen.yandex.ru/media/amico/balbesy-i-flot-chast-2ia-utopili-plavuchii-dok-5be8423cf9cb6200acec8f38
Вот его данные при жизни: "Плавучий док из Росляково является одним из крупнейших в мире. Его длина составляет 330 м, ширина – 88 м, полное водоизмещение превышает 215 тыс. т.". Он мог обслуживать ТАКР "Адм. Кузнецов", и с "Курском" тоже был БЫ в состоянии справиться. А теперь сравните его с "Волховом", ага?
Неск. лет назад собирались (как раз для нужд реально существующих ПЛ) поднять утопленный в "перестройку" другой плавдок. Не знаю, подняли ли вправду, - или ограничились очередным попилом бюджета под это дело. https://www.tvc.ru/news/show/id/78241
Но вряд ли ~20 лет под водой сохранили его в годном состоянии.
А вот что есть в современном мире: с 2013г. https://masterok.livejournal.com/1433305.html
https://img-fotki.yandex.ru/get/9311/137106206.435/0_e63ee_ca33346c_orig.jpg

А до него рекорд держал плавучий док Blue Marlin
https://img-fotki.yandex.ru/get/5005/137106206.436/0_e6582_f00d8843_XXXL.jpg

вот на нем целый штабель кораблей: https://img-fotki.yandex.ru/get/6714/137106206.435/0_e63e1_3e42d145_orig.png

Представьте рядом с ним царский плавдок длиной в жалкие неполных 100 м, зато с "неведомой технологией металла". :-))))

10. В Питере стоит вписавшийся в городской пейзаж плавдок "Тихий ход" - наск. помню, чуть старше "Волхова", сделан в Германии, до сих пор используется по назначению, в т.ч. недавно применялся для запуска в Неву ПЛ "Волхов" (забавные пересечения имен, да).
Эта ПЛ дизель-электрическая, советский проект "Варшавянка" 636.3, поэтому "маленькая", но все равно вряд ли посильная для "Волхова", при её водоизмещении "всего" 2,5 тыс.т. надводном и почти 4 тыс.т. подводном. https://www.fontanka.ru/2019/12/27/042/
https://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=getfile&id=18446&private=0

https://cs4.pikabu.ru/post_img/big/2015/11/06/12/1446842889_162629351.jpg

И никаких неведомых технологий! ;-)
Tags: РКМП, Флот, без-ретуши, дебилы, история техники, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments