alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

"Отсталые" французы и "русская" артиллерия.

Немного и ненадолго сменим тему, от авиации к артиллерии. Увидел у известного хрустобулочного брехуна утверждение, будто прекрасная и лучшая в мире, а то как же, русская 107-мм пушка была перед ПМВ скопирована французами, - и уже от них бессовестно растиражирована по всему миру без указания первоисточника.
Как и многое прочее русское, лучшее в мире и первое в мире - танки, например. ;-)))))
Вообще-то многие "русские" арт. орудия в начале 20 в. имели, мягко скажем, сходную конструкцию с французскими, - так же как в конце 19 в. с немецкими, - но во всех этих случаях направление заимствования было обратным: из промышленно развитой державы в отсталую; и тут не исключение.
Фирма Шнейдера в начале 20в. фактически монополизировала создание тяжелых арт. орудий для РИ, чему способствовали т.н. "личные контакты" фирмы с Вел.Кн. Сергеем Михайловичем и его официальной любовницей Матильдой Кшесинской (да-да, той самой, которая умудрялась иметь подобные связи со многими, кхм, членами императорского семейства, - не исключая цесаревича Никки, будущего страстотерпца). Тогдашняя версия дуэта Сердюкова-Табуреткина и Васильевой, в общем.
Фирмы Круппа и Виккерса были оттеснены от этой кормушки, к немалой их досаде, - несмотря на заметно более высокое качество их продукции. Но надо же где-то было высокородным брать средства на бриллианты для бесподобной Матильды - не за свои же покупать?
Так и с 42-линейной пушкой вышло. Был объявлен как-бы конкурс (тоже прям как в наши дни!), на который представили свои орудия Шнейдер и наивный Крупп, - угадаете, кто победил? ;-)
Правильно. "В середине 1910 года обе системы были испытаны и показали удовлетворительные результаты, по непонятным причинам предпочтение было отдано системе Шнейдера. ... система Круппа на низком лафете также не была принята по субъективным причинам."
Принятая на вооружение пушка Шнейдера получила название "42-линейная полевая тяжелая пушка обр. 1910 г.". Так что с авторством конструкции всё ясно: чуда не было и тут.
Но это еще не всё!
Смотрим, как в РИ смогли хотя бы скопировать французскую конструкцию.
В 1912 году на службу поступили 40 экз. 107-мм пушек от заводов Шнейдера, а остальные (предположительно 44, т.к. планировалось получить 76 пушек на вооружение 19 батарей и 8 в крепостную артилллерию) были сданы в 1913 году. Всё строго по плану.
В последующем, Шнейдер во время ПМВ получал и выполнял новые русские заказы на то же орудие. Всего было заказано 400 пушек, из них доставлено 12 шт (1915 г.) + 56 шт. (1916 г.) + 270 шт. (1917 г.), т.е. всего 338 пушек.
Часть из них была выполнена под французский калибр 105мм, - поскольку Шнейдер подобную конструкцию продал еще и своей стране под названием Canon de 105 modele 1913 Schneider, она же L13S, у нас упоминается как 105-мм пушка обр. 1913г., несущественно улучшив заодно. И вот этот вариант был произведен во Франции сотнями экземпляров, орудия и лицензии на них продавались во многие страны; позже, в межвоенный период, эти орудия продолжали служить во многих армиях, модернизированные или исходные.
В числе покупателей этой популярной пушки оказалась и РИ, хотя такую версию надо было либо растачивать под русский снаряд, либо использовать с французским, - также покупаемым у Шнейдера, за добавочные деньги (с добавочными радостями для прекрасной Матильды) - и с добавочными проблемами для царской логистики, и так имевшей проблем выше крыши, и для царских артиллеристов, тоже и так имевших свою головную боль.
Но РИ во время ПМВ остро нуждалась в любом вооружении, имея огромные проблемы с собственным производством, - так что и это устраивало. На подобных же условиях РИ покупала даже японские 105-мм пушки Тип38 (т.е. обр. 1905г., но фактическое производство было начато позже). http://www3.plala.or.jp/takihome/38-10.htm
И в "отсталой" Италии был во время ПМВ русский заказ на 200 экз. 107-мм пушек обр. 1910 г. Эти орудия были сданы русскому приемщику в Монадо в сентябре 1917 года, - но в Россию так и не прибыли.

А что с русскими заводами, которые тоже получили заказы на копирование французской пушки под русский калибр? Которые производили, например, "гаубицы системы Кшесинской" - гаубицы 122мм обр. 1910г.
Смотрим, обращаем внимание на даты и количества.
Путиловский завод (филиал Шнейдера в России, по сути). В 1914 году Путиловскому заводу было выдано два заказа на 50 и на 265 пушек. Первый заказ был выполнен в 1916 году. А второй — на 265 орудий — до конца не был выполнен вообще.
К 1 ноября 1919 года с завода было отправлено 174 пушки и 172 лафета. В 1920–1927 годах было доделано 30 - 40 тел орудий, лафеты почти не изготавливались.

Санкт-Петербургский Орудийный завод (СПОЗ)
27 июля 1912 года был подписан контракт на изготовление 100 пушек обр. 1910 года. Срок окончания работ: октябрь 1917 года. Однако завод был перегружен заказами и, - раз до срока сдачи заказа было далеко, - не торопился с его исполнением. В 1918г. завод переехал в Мытищи (Подлипки) и позже был переименован в «Государственный завод № 8 им. М. И. Калинина». Реальное производство 107мм пушек он начал уже в 1925 году.

Обуховский завод - с которым часто путают вышеназванный СПОЗ. Вообще-то это был казенный завод, и наиболее совершенный по технологии в этом направлении на всю РИ.
Однако с казенного завода получать "откаты" при казенных же заказах было практически нереально, - в отличие от частных, которые делали гораздо медленнее и хуже, зато гораздо дороже; и на них передавали как можно больше государственных заказов царские чиновники, пока казенные производственные мощности простаивали.
Заказ на 400 107-мм пушек был выдан заводу позже прочих, в июне 1915 года, срок окончания работ: апрель 1919 года. Выполнение: 1916г. - 27 орудий, 1917 - 62 или 110* орудий (см. примечание), 1917 - ноль.
(110 орудий, изготовленных в 1917 году, приведены по данным генерала Барсукова, - но он, видимо, ошибся и приплюсовал 43 тела орудия (без лафетов), сданные Обуховским заводом в 1917 году по отдельному заказу. По другим данным из 400 орудий на 1 января 1920 года было предъявлено к приему 67, принято 64 и отправлено с завода 62. К этому времени завод уже назывался «Большевик», и в годы первых пятилеток сделал "царских" орудий в разы больше, чем таких же по всей РИ сделали за царское время.
Пермский Орудийный завод, часто называемый в числе исполнителей такого же заказа во время ПМВ, начал производство 107-мм орудий уже в 1927г.
Как видим, "русских" пушек в РИ сделали в разы меньше, чем купили за рубежом. И при этом русские заводы отстали от французов с началом изготовления "русской" пушки на несколько лет!
Впрочем, "первый в мире" и "лучший в мире" "русский" бронеавтомобиль разработки и производства французской фирмы Шаррон до России из Франции добирался еще дольше, а до его производства в РИ так и не дошло вовсе.

Итого, к началу войны в войсках состояло 76 таких пушек (19 батарей) и 8 пушек в запасе. Кроме того, к началу 1915 года в 5 крепостях на европейской территории РИ было 23 107-мм пушки обр. 1910 г. (с началом войны до 1915 г. из крепостей 107-мм пушки обр. 1910 г. в войска не поступали). Итого - 107 орудий. ВСЕ эти орудия были иностранного производства!
С русских заводов 107-мм пушки обр. 1910 г. стали поступать лишь с июня 1916 г., и то небогато. Поэтому и понадобились крупные зарубежные заказы, о которых выше.
К 15 июня 1917 года на всех фронтах РИ имелось 189 экземпляров "русскихЪ" 107-мм скорострельных пушек (на Кавказском фронте таких пушек вообще не было), из которых значительное количество было получены еще до войны напрямую от Шнейдера, и в ходе войны еще прибывали оттуда же еще больше. Но потери тоже были огромны, особенно много арт. орудий было брошено царской армией во время Великого отступления 1915г.
Кроме того, имелось не менее чем 43 экземпляра 107-мм японских пушки обр. 1905 г. (т.е. 105-мм перестволенных) - во всяком случае, столько их оставалось на конец 1919г., помимо 105 действующих и 62 находившихся в ремонте "русских" 107-мм орудий обр. 1910г.
А к 1935г., моменту окончания производства в СССР модернизированных (!) "царскихЪ" 107-мм пушек обр. 1907/30г., их было не менее чем 862 экземпляра, которые остались до 22 июня 1941г. http://www.soldat.ru/doc/mobilization/mob/table17.html.
Почувствуйте разницу. ;-)
Кроме указанных локально ссылок, использованы данные http://ww1.milua.org/R107mm.10.htm , http://www.battlefield.ru/107mm-gun-model1910.html (по ним же в основном написана соотв. статья Википедии) и Широкорад "Энциклопедия отечественной артиллерии", из которого по вышеприведенным ссылкам целые фрагменты узнаются.
С последним источником, если кто захочет самостоятельно ознакомиться, надо быть внимательным: там обилие данных, но очень неряшливо составленный текст, столь же обильный на грубые опечатки и явные нелепости, которые и в перепечатках из него часто остаются. Здесь я их отфильтровал.
Tags: ПМВ, РКМП, артиллерия, военная история, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments