alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Царская артиллерия в советской Победе.

Раньше уже тут разбиралась роль РКМП в обеспечении РККА пулеметами, и предсказуемо выяснилось: роль царских оружейников в создании пулеметов Хайрема Максима, как и в разработке технологии Виккерса по их серийному производству, строго нулевая до внедрения англичанами пулеметного производства в Туле, - и пренебрежимо мала уже после этого момента. Подробнее см.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/73012.html пулеметы в РИА и РККА. 1. постановка вопроса.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/73253.html пулеметы в РИА и РККА. 2. Царское наследство.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/73819.html пулеметы в РИА и РККА. 3. Советские Максимы - откуда взялись?
https://alan-a-skaz.livejournal.com/74992.html Не Максимом единым.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/74385.html Не царское наследство. 1. На суше.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/74523.html Не царское наследство. 2. И на море.

Число пулеметов, доставшихся РККА в наследство от РИ, на порядки меньше того, что СССР сделал уже полностью сам. К январю 1917г. на фронтах и на складах было насчитано 15 231 станковых пулеметов всех систем, включая трофейные, из них русской заготовки 10831. Также было 1405 ручных (355 Мадсен, 450 Гочкис, 100 Шоша, 500 Льюис) и 938 авиационных (338 Льюис, 600 Виккерс). Русской заготовки в этих категориях - ни единого.
Даже из этой малости до 1941г. дожило не всё, мягко скажем.
СССР произвел до конца ВОВ более 1,5 млн пулеметов, из них более 150 тыс. станковых.

И вообще в досоветское время царским оружейникам по части стрелкового оружия хвастать нечем: в трехлинейке, которая сильно уступала винтовке Маузера и более-менее наравне с прочими аналогами, значительный вклад Лео Нагана; автоматы Федорова удалось поставить в серийное производство уже только в советское время, и они были сменены более простыми в изготовлении и надежными в использовании системами уже чисто советского производства.
Револьверы Нагана и пулеметы Максима - полностью иностранные разработки, поставленные в лицензионное производство, причем версия револьвера "для нижнихЪ чиновЪ" была сознательно ухудшена исключением самовзвода.
Производство ручных пулеметов, при всех потугах, начиная с РЯВ, освоить так и не удалось. Все пулеметы Мадсена, Льюиса, Шоша, Браунинга и Гочкиса в РИ были полностью иностранного изготовления, как и весьма значительная часть пулеметов Максима/Виккерса - а больше ничего у РИ в конце 19 - начале 20в. и не было.

Так же предсказуемо и положение дел с царской "русской" артиллерией, однако всё не унимаются хрустобулочники с враньем, будто СССР в ВОВ воевал в основном царским наследством.
При всей очевидности ситуации для нормальных людей, всё же необходим конкретный разбор по косточкам и этого бреда.
Как уже показано раньше (https://alan-a-skaz.livejournal.com/130051.html), доля царских конструкторов в создании царской "русской" полевой и осадной артиллерии ничтожно мала. Но, может быть, хотя бы количество копий иностранных орудий, изготовленных в РИ, было значительно?
Ситуация с "русской" 107-мм пушкой обр. 1910г. уже рассмотрена (https://alan-a-skaz.livejournal.com/128955.html). Но посмотрим и на остальное. Например, на "гаубицу системы Кшесинской": 122-м гаубицу обр. 1910г. конструкции, естественно, Шнейдера. Обычно заявляют, что она, при царе-батюшке сделанная, была самым массовым арт. орудием в РККА перед началом ВОВ.
Правда?
Нет, конечно.
Смотрим цифры по http://www.soldat.ru/doc/mobilization/mob/table17.html и http://ww1.milua.org/Artilltrya.htm
Самым массовым орудием, по числу экземпляров одной модели (!), была 45-мм противотанковая пушка (ПТП) - 7653 орудия обр. 1932г. и 7247 экз. обр. 1937г., в сумме 14,9 тыс., все - полностью советского производства, хотя доработка немецкой конструкции 37-мм обр. 1930г, но уже хотя бы по разнице калибров видно, что доработка была глубокой и значительной. В РИ такого не бывало. А еще добавлю, что немецкий прототип имел деревянные колеса и скорость буксировки до 6-7 км/ч по шоссе, вариант для скоростной мехтяги уже был разработан полностью советскими инженерами, в СССР же подготовленными.
А еще было более десятка тыс. танковых орудий, сделанных на основе "сорокапятки", стоявших на танках Т-26, БТ, модернизированных МС-1 и бронеавтомобилях, а также на бронепоездах и на вооружении речных бронекатеров.
В царское время ПТП не было как класса. А во время ВОВ и, как видим, даже перед ней они были массовой продукцией.

На втором месте по массовости - дивизионные 76-мм пушки. Да, в той или иной мере наследники царской трехдюймовки, - но и там роль царского наследства не надо переоценивать ни по качеству, ни по количеству.
О количестве. Перед началом ВОВ дивизионных пушек было:
Обр. 1902/30г.с длиной ствола 30 клб - 2066 экз., там от царя-батюшки мог быть хотя бы ствол хотя бы в принципе. Но и тех оставалось от царского времени не так уж много.
Обр. 1902/30г.с длиной ствола 40 клб - такой длины ствола в царское время даже в проекте не было, - 2409 экз.,
Ф-22 обр. 1936г. - 2868 экз., и это за всего 3 года производства.
УСВ обр 1939г. - 1170, итого див. пушек 8513.
А во время войны самой массовой пушкой не только в СССР, но и в мире, стала ЗИС-3: Единственное в тогдашнем мире арт. орудие, производимое конвейерным способом. Выпуск более 48 тыс. в буксируемом варианте, и еще 13 тыс. на самоходных орудиях СУ-76. И еще было сравнимое количество танковых орудий того же калибра, совместимых с ЗИС-3 по боеприпасам и унифицированных по конструкции.
Для сравнения, во время ПМВ производство арт. орудий в РИ по разным источникам от 7,1 до 7,6 тыс., при этом включая ВСЕ категории. А у немцев за то же время - почти втрое больше, 21,5 тыс., это НЕ считая тяжелую и осадную артиллерию. Источник - царский генерал Барсуков Е.З., "Артиллерия русской армии (1900-1917)" Т.2.
На 1919г. в РККА было 1,9 тыс. "трехдюймовок", и это при существующем производстве около 300 орудий в год, к концу Гражданской войны уже около 2,5 тыс., из которых до ВОВ дожили не более 2 тыс., и дожили уже в модернизированной версии.

Теперь - по качеству.
Царская трехдюймовка обр. 1900 и 1902г. имела затвор поршневой, ручной, скорострельность до 10-12 в/мин. Начальная скорость снаряда 587 м/с, дульная энергия 1,08 МДж, угол возвышения (ВН) до 17 градусов, гориз. наводка (ГН) 5 градусов (+/-2,5, точнее), скорость наведения низкая, предельная дальность ведения огня 8,5км, допустимая скорость буксировки по шоссе 6-7км/ч.
При модернизации 1930г. удалось повысить начальную скорость снаряда до 655м/с, дульную энергию до 1,33 МДж, угол возвышения до 37 градусов и дальнобойность до 13,0 км.
Для ЗИС-3: затвор клиновый вертикальный, полуавтоматический, скорострельность до 25 в/мин. Начальная скорость снаряда: старые типы 655 м/с, стальная дальнобойная граната 680м/с, подкалиберный снаряд 950м/с, дульная энергия 1,33 - 1,43 МДж, угол возвышения (ВН) до 37 градусов, гориз. наводка (ГН) 54 градуса (+/-27), скорость наведения повышенная, предельная дальность ведения огня 13,3км, допустимая скорость буксировки по шоссе до 50км/ч.
Если кто не видит разницу - срочно к окулисту.

Теперь добрались и до легких гаубиц (которые в РИ считались корпусными орудиями, а в СССР, как и в развитых странах во время ПМВ, исполняли роль дивизионных).
Конструкции: Крупп (обр. 1909) и Шнейдер (обр. 1910).
С начала войны до 1 ноября 1916 года поступило с отечественных заводов 1081 122-мм гаубица. К 1 ноября 1916 года на фронте состояло 1016 гаубиц, а в резерве 72. На 15 июня 1917 года на всех фронтах по штату было положено 756 122-мм гаубиц, а состояло исправных 944. Из них до конца Гражданской войны дожили далеко не все.
Наличие перед ВОВ: 122-мм гаубицы образца 1909/37 гг. 881, 122-мм гаубицы образца 1910/30 гг. 5680, а также полностью советские по конструкции 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 г. 1563 - это сделано до войны (за всего пару лет!), а всего в СССР выпуск М-30 составил 19,5 тыс. до ее замены на Д-30 в начале 50-х гг.

Теперь о качестве. Царская версия гаубиц имела начальную скорость до 335м/с и дальнобойность до 7,68км, модернизированная в 1930г. (с расточкой каморы) 364м/с и 8,91 км - именно их и было перед войной более 5 тыс., при исходных царских гораздо менее 1 тыс.
Металлические колеса, с резиновыми шинами, литыми вначале и пневматическими пулеустойчивыми позже, позволили в разы увеличить допустимую скорость буксировки орудия. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/1f/122mm_model_10_30.jpg
А М-30 уже была вполне современным орудием, причем полностью советской конструкции и изготовления. Скорострельность выросла незначительно, с 5-6 до 6-8 в/мин. - но это свойство раздельно-гильзового заряжания, типичного для гаубиц. А вот все остальное... начальная скорость снаряда до 515м/с против царских 335, дульная энергия 2,88 МДж против 1,22, дальнобойность до 11,8км против царских 7,68, верт. наводка до 63 гр против царских 44 гр, гориз. наводка 49гр против царских 5, скорость буксировки по шоссе 50 км/ч против 6-7.
И это - ситуация с легкими полевыми орудиями, по которым у РИ была в ПМВ наиболее благополучная ситуация. С тяжелыми в РИ всё обстояло гораздо хуже.
Еще есть желающие доказывать великий личный вклад Никки-2 и РКМП в Победу? ;-)
Tags: ПМВ, РКМП, артиллерия, военная история, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments