alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

Авиация РИ. Итоги.

Вернемся к теме царской авиации, лучшей ;-) в мире. В некоторых местах приводится вот такая таблица, или итоговая цифра из нее. В данном случае, цитирую по кн. М.Маслов. "Русские самолеты 1914-1917".
Сведения об авиазаводах и произведенных на них самолетах по годам. Кликабельно. Привел картинкой, т.к. иначе HTML таблицу сильно коверкает.

А теперь - примечания в порядке строк таблицы.
1. Главная по значимости авиа-продукция РБВЗ - пресловутые "Муромцы", о которых тут уже немало написано, а можно написать еще больше.
Но пока стоит добавить, что часто и много где называемая цифра выпуска РБВЗ в 240 самолетов включает в себя послереволюционный выпуск, а также немалое количество недоделок, и некоторое число неоднократно учтенных самолетов: из-за постоянного и острого дефицита двигателей, моторы часто переставлялись с одного недоделанного (но уже учтенного) самолета на другой; уже почти готовые разбирались и пересобирались заново; так что и указанная тут цифра может оказаться преувеличеной.
В любом случае она, как видим, невелика.

2. Про з-д Щетинина, он же ПРТВ (Первое Российское Товарищество Воздухоплавания), подробно: https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html
Что требует уточнения. Из довоенного выпуска "русскими" считаются: 1 единичный самолет и 2 как-бы-серии по 5 экземпляров, все 11 - копии французских "Блерио" с минимальным приспособлением под скромные технологические возможности завода. До апреля 1914 года ПРТВ изготовило и сдало для нужд военной авиации 57 монопланов типа «Ньюпор-IV» и 36 бипланов типа «Фарман», часть которых включена в продукцию 1914г.
В последующей продукции более-менее русскими (хоть на иностранных моторах, и первые - с подражанием французам, начиная с вообще копирования, - но что еще могло быть в РИ?) могут считаться только летающие лодки Григоровича, общим числом около 200 экземпляров (более значительные цифры включают в себя послереволюционное производство). Всё остальное - ухудшенные копии иностранных моделей.

3. Про АО Лебедева подробнее: https://alan-a-skaz.livejournal.com/100740.html
Производство самолетов у него было начато весной 1914г. с копирования, естественно, французских образцов. Сначала продукция Лебедева честно сохраняла названия оригиналов, однако с 1915г. его детища стали именоваться "Лебедь" с разными цифрами, - отчего наивные хрустобулочники полагают их конструкцию русской. :-)
Коренное отличие некоторых "Лебедей" от большинства тогдашних "русскихЪ" самолетов в том, что часто для копирования брался оригинал не французского, а немецкого происхождения. Лебедев смог договориться с военными о приоритетном предоставлении ему трофейных самолетов, которые он за это приводил в боеспособное состояние, и после снятия чертежей возвращал военным.
Опытные самолеты вроде-вправду-русской конструкции у Лебедева тоже бывали. Из них 1(ОДИН!), «Лебедь-ХVII» С.Гуревича, являющийся более-менее глубокой переработкой "Альбатроса" с отставанием на 2 года от предыдущей переделки, при малозначительном ее улучшении, а от оригинала- на 3 года, был даже изготовлен в нескольких экземплярах, никак особо себя не проявивших.
Прочие до серийного производства даже в таком виде не дошли. Два разных экземпляра с одним названием "Лебедь-Х" взлетали, но оба оказались неудачными.
Примерно такой же была судьба самолета «Лебедь ХIV Гранд» Л.Колпакова - его долго доделывали и переделывали, но добиться чего-то приличного так и не удалось.
«Святогор» В.Слесарева не взлетел ни разу, потому что для его "гениально рассчитанной" и "лучшей в мире" ;-) конструкции требовались не существовавшие в природе двигатели; как и «Морской Парасоль» Г.Фриде, который представлял собой оперение, мотор и хвост от французского самолета "Моран-Парасоль", приделанные к корпусу летающей лодки.
Еще как-бы-была летающая лодка «ВМ-4», конструктор Александер фон Виллиш (РусскийЪ, ага), которая была еще до испытаний записана поставленной в строй, но на испытаниях затонула, - и до этого удачной не оказалась. Впоследствии она была доделана на мебельной (!) фабрике Мельцера (тоже РусскийЪ), тоже здесь записанной как авиазаводЪ, :-) и составила ее единственную авиа-продукцию в виде нескольких доделок-переделок одной и той же конструкции.Здесь ее продукция названа 4 экземпляра, в реальности существовали только 2(ДВА). В числе продукции Лебедева эта лодка тоже указана в еще 1 экземпляре. ;-)
Суммарный выпуск самолетов у Лебедева за 3 года (1914 - 1917) составил 675 машин иностранной конструкции, принятых в дело, и до пары-тройки десятков опытных моделей, большинство которых даже ни разу толком не летали. Насчет их "русскости" всё грустно, как обычно для "русскихЪ авиазаводовЪ". Можно много где увидеть пассажи вроде "Лебедь-12 был самым массовым в русской авиации самолетом, сделанным не по французским лекалам". И ведь правда - не по французским, а по германским! ;-)

4. Завод В.В. Слюсаренко, Рига, С.-Петербург. О нем тоже есть подробный рассказ, несмотря на ничтожность объемов производства: https://alan-a-skaz.livejournal.com/107978.html
Но даже эти мизерные 138 экземпляров нуждаются в уточнении! Список принятых от Слюсаренко в РИА самолетов начинается и заканчивается вот чем: "За последующие два года, до 1 августа 1916, завод сдал военной приёмке 40 самолётов: «Фарман-XXII бис» — 15 экземпляров, и «Моран-Парасоль» — 25 экземпляров". Из них, "Фарман 22 бис" был конструкцией, весьма устаревшей уже к началу ПМВ, и годился разве что в качестве учебного - но за острой нехваткой самолетов в РИ, военные покупали почти всё.
ПОЧТИ: "За эти же два года было выпущено восемь самолётов «Фарман-VII» и десять самолётов «Фарман-IV», строилось несколько экземпляров «Моран-Ж» 14-метровых и был заказ на 20 самолётов «Лебедь-XII»." - однако, в список принятых эти самолеты почему-то не вошли. Видимо, были причины. А заказ еще не равнозначен его выполнению, как и начатое строительство. Тем более что со смертью мадам Слюсаренко (как раз тот самый 1916) завод пришел в запустение, еще до начала революции.
Итого, из якобы 138 экземпляров самолетов, на всё производство авиагиганта Слюсаренко, подтверждаются только 40. Еще обнаруживаются 18 незачетных и 20 заказанных, но не выполненных. Из каких соображений в таблицу вписаны еще 60 экземпляров, даже догадаться невозможно.
Своей конструкции - НОЛЬ, русской конструкции - НОЛЬ.

5. "Дукс", непонятно почему загнанный здесь в 5-ю строчку, был крупнейшим производителем "русскихЪ" самолетов в РИ, и реально сделал от трети до половины из них.
Подробнее https://alan-a-skaz.livejournal.com/100362.html
Еще 154 самолета "Дукс" построил до 1914г., в сумме все его производство за дореволюционное время насчитывало 1750 самолетов. Сданных в РИА за время ПМВ числится 1569.
Насчет русскости... Хозяином предприятия был эстонец Меллер, германско-шведского происхождения. На большинстве ключевых должностей, и в значительном количестве - среди сколько-нибудь квалифицированных кадров, у него тоже были иностранцы.
Русских по конструкции самолетов, принятых в армию или нашедших какое-то еще применение за пределами заводской территории, у него НОЛЬ.
Среди опытных образцов было 5 полу-оригинальных моделей, выполненных, в единственном экземпляре каждая, итальянцем (!) Моска для армейского конкурса аэропланов, на котором они провалились. Это самое-самое русское :-) по конструкции, что "Дукса" можно найти. Больше попыток делать что-то оригинальное у него не было.

6. Т.н. авиационный завод Моска. Владелец и главный конструктор, напоминаю, итальянец.
Из его более-менее оригинальной продукции подтверждается наполовину выполненный заказ на 50 истребителей (сдано на 1917г. 25 экз.), и еще было порядка 3 десятков копий французских самолетов, составивших его первую продукцию. Кроме того, был ремонт самолетов, предположительно тоже записанных в его продукцию. Т.е. и здесь, несмотря на весьма малый объем производства по приведенной таблице, реально он оказывается еще меньше.

7. Завод А.А. Анатра, Одесса, Симферополь.
О, это песня со сказкой! Поэма! Феерия!
Рекордсмен с большим отрывом для РИ, а может быть, и всего тогдашнего мира, по числу приписок, махинаций, невыполненных заказов, обозначенных в его статистике как сделанные. Кроме того, уже после революции значительное количество его продукции, включая не сданные вовремя царские заказы, досталось противникам-австриякам, белым и красным, оккупантам-интервентам - без разбору, кому, лишь бы платили.
Из симферопольской продукции, в 50 оплаченных и формально сданных истребителей "Ньюпор", реально не был сдан НИ ОДИН!
Кроме того, продукция А.Анатра вызывала наибольшие претензии военных летчиков, с ними происходило основное число катастроф по причинам технических неисправностей. Во многих местах самолеты производства Анатра назывались вообще непригодными для боевого применения.
Подробнее см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/100967.html
Итого общее реальное производство получаем (с возможным перебором, т.к. многие заказы у А.Анатра остались невыполненными реально, будучи закрыты на бумаге): 138 устаревшие довоенные Фарманы, 20 устаревшие довоенные Ньюпоры, до 140 поздние Фарманы, 15 учебные Мораны G, до 150 Вуазены (в т.ч. уродские ВИ), 201 Анаде с двиг. Гном, 24 Анаклер (Анаде с Клерже), 46 Анасаль (реально в войска попали 46-28=18, 28 остались на заводе)
В т.ч. "условно-русскихЪЪ" по конструкции (сделанных на предприятии итальянца французом, из немецкого планера, с установкой французских и английских моторов, поэтому ну чьи же еще, как не русскиеЪ) 225+47=272.
Сумма 734 экз.(2/3 от называемых русской Википедией), без довоенных устаревших 576 экз (~1/2 от общего выпуска по "данным" русской Википедии).

8. Завод Ф.Ф. Терещенко. Еще один царский авиагигантЪ нано-масштабов. Подробности см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/108124.html Родинаслонов и авиация. По сусекам-2. Это вам не сахар.
В итогах этого мега-предприятия: 10 экз. Фарман-22, из них в т.ч. по кр. мере один, сделанный полностью во Франции и перепроданный в РИ через Терещенко; 15 экз. Фарман-16; 3 опытных самолета, проданных по случайным оказиям; единицы не пошедших в дело опытных экземпляров и недоделок. В сумме 27 экз, примерно 0,8% продукции РИ.
Из них как-бы-русской конструкции... Ну, положа руку на сердце, стоит ли считать русскими самолеты, сделанные по образцу французских, и слегка измененные французским же конструктором на русской территории? Их таких нашлось 3 (ТРИ) пошедших в дело; и еще были 4 (ЧЕТЫРЕ) опытных экземпляра, тоже прямое подражание французским, которые никуда не были применены, - и даже не факт, что летали.

Строки 9,10 еще требуют более подробного ознакомления, но в любом случае их масштабы столь же смехотворны. Так что поверим на слово.

Строка 11 - мебельная (!) фабрика Мельцера, о которой всё осмысленное уже сказано в п. (3). Реальный выпуск - 2(ДВА) экземпляра, принятые в качестве учебных, и являющихся доделками-переделками одной исходной конструкции. Остальное - не летавшие недоделки.

Самая интересная строка 12 - "Авиашколы, авиапарки и различные организации".
Т.е. места, конкретно не названные, и потому вряд ли проверяемые, - но заведомо для выпуска самолетов вообще никак не приспособленные, а годные только для их ремонта, и то не всякого! В лучшем случае - сборка зарубежных готовых комплектов.
Им приписывается выпуск аж 450 самолетов - что рассматриваться всерьёз просто не может.

Теперь считаем более реальные цифры (по строкам 9,10 пока принимаем написанное в таблице за реальность, хотя... сами видите).
(1569+1220+675+576+140)+57+40+40+27+6+2=4352, это ~3/4 от указанного в таблице.
Выделена скобками "большая пятерка" главных производителей царской авиации (4180 в сумме, 96%. Без РБВЗ "большая четверка" составит 4040 экз., 93%).
Это с все еще оставшимся определенным завышением по некоторым производителям. К примеру, из всей продукции РБВЗ, "И.Муромцев" попало на фронт только 51 экз, из них реально воевали до 40 - из называемых цифр выпуска от 76 до 84 (включая доделанные после революции, или не доделанные вовсе никогда).
Это считая устаревшие и учебные самолеты, для боевых действий негодные уже на момент их зачисления в строй.
Если их исключить, то число как-бы-русских самолетов, воевавших в ПМВ, снизится до цифр в пределах 3,5 - 3,7 тыс, которые обычно и называются достаточно серьезными авторами.
Из них вправду русских по конструкции - менее 300. Менее 7% общей как-бы-российской продукции за всю ее историю, или менее 9% из только боевых и произведенных только за время ПМВ.

Вот еще одна часто цитируемая сводка по производству самолетов во время ПМВ всеми странами, которые этим вообще занимались: Франция 67 987 шт., Великобритания 58 144 шт., Германия 48 537 шт., Италия 20 000 шт., США 15 000 шт., Австро-Венгрия 5 431 шт., Россия 3750 шт. - гораздо меньше всех, кто этим вообще занимался, к тому же со значительным отставанием еще и по качеству, и по самостоятельности конструкций и производства.

Цифры можно уточнять в разные стороны, при разных критериях подсчетов, с разной степенью достоверности - например, выпуск за время ПМВ боевых самолетов во Франции в разных источниках указывается от 52 тыс. до 68 тыс., - но картина в целом ясна, и от этих уточнений сколько-нибудь значимым образом не меняется: ну, в 15 или в 20 раз отставала "передовая" РКМП от Франции (самостоятельно выпускавшей самолеты своей конструкции на своих моторах) с выпуском "русских" самолетов, французской в основном конструкции, и на французских в основном моторах, - велика ли разница?

Вот навскидку один из таких источников: http://www.theaerodrome.com/aircraft/statistics.php
Производство во время ПМВ: France 67,987; Great Britain 58,144; Germany 48,537; Italy 20,000; USA 15,000; Austro-Hungarian Empire 5,431; Russia 4,700 (цифра взята одна из завышенных).
Число боевых самолетов на фронте, в 1914 / 1918.
France 138/4,500; Great Britain 113/3,300; Germany 232/2,390; Italy 150/1,200; USA 55/740; Russia 244/?? **; Austro-Hungarian Empire 86/??; Belgium 24/??.
** число якобы существующих боевых самолетов перед ПМВ у РИ оказалось сильно раздутым за счет большого числа "бумажных самолетов", которые только планировались в производство.
Многие из этих планов были выполнены только в следующем году. Что характерно, в 1914г. число действующих пилотов даже после начала мобилизации было меньше!
По производству авиамоторов всё еще гораздо печальнее для РИ. Даже считая производство на российской территории филиалами иностранных фирм, за всю историю РИ там сделано до 1,5 тыс. авиамоторов - по 1 мотору на 3 самолета, примерно, и по 1 мотору на 3+ купленных за рубежом.
Аж целых 45 экз. (считая послереволюционное ! производство), т.е. до 3%, мизерный мизер в этом общем мизере, составляют РБВЗ-6, упорно выдаваемые за "РусскиеЪ", - хотя в реальности они не что иное как ухудшенные копии довоенного немецкого мотора "Бенц". Ухудшения выдаются за признак их РусскойЪ оригинальности. ;-)
Но более "РусскихЪ" по конструкции среди них - вообще НОЛЬ.
Общий список постов с подробностями:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/96013.html Царские самолеты-истребители
https://alan-a-skaz.livejournal.com/99524.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1)
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100282.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(2). Начало начал.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100362.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(3). ДуксЪ.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100740.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(4). Гуси-лебеди.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/100967.html Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(5). Ах, Одесса!
https://alan-a-skaz.livejournal.com/107978.html Родинаслонов и авиация. По сусекам-1.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/108124.html Родинаслонов и авиация. По сусекам-2. Это вам не сахар.
Tags: ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments