alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Из комментов - про царские подлодки.

"Это вы у путника писали про самозатопления и несколько сменившихся экипажей!"
Может быть, и я. Не помню. Вряд ли я один в мире обладатель такой информации.
Но для хрустобулочников она уж точно засекречена :-)))
"Что конкретно, какую именно лодку и какие инциденты вы имели в виду?"
Беда в том, что это не про одну царскую подлодку можно сказать.
Вот, начнем с самой первой... не, это не считая легендарные подвиги русских крестьян-самоучек, которые могли лично строить в своем сарае первые в мире подводные лодки, и лично же показывать их царю, ага. ;-)
Начнем с первой, официально поставленной в РИ на вооружение, гораздо позже, чем в развитых державах, ПЛ "Дельфин":
"31 мая 1904 года «миноносец №150» получил наименование «Дельфин»".
16 июня 1904 года (через полмесяца службы!) ... лодка затонула у западной стенки Балтийского завода. Из 36 человек спастись не смогли 24.

18 июня лодка поднята и после ремонта, 15 ноября отправлена во Владивосток для участия в Русско-японской войне.
...
Первый выход в море состоялся 28 февраля 1905 года. ...
5 мая ... произошёл взрыв и лодка затонула (погиб один человек). При подъеме лодки произошёл взрыв гремучих газов, и при следующих подъемах эти взрывы повторялись.
...
Ладно, всю эту серию взрывов считаем за один. По любому, уже второе потопление за неполный первый год как-бы-службы, через пару месяцев после начала очередного этапа этой службы.
Боевых успехов по прежнему ни единого.
...
Капитальный ремонт лодки закончился в конце 1905 года.
...
9 декабря 1914 года при зарядке аккумуляторных батарей транспорта «Ксения» на лодке произошёл взрыв. ...
22 мая 1916г. подводную лодку отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге, перегрузили на баржу и доставили в Александровск (Полярный)
... потом ПЛ еще несколько раз перевозили с места на место, реальная служба началась было с ноября 1916 года. По прежнему без боевых свершений...
"26 апреля 1917 года из-за небрежного несения вахты при стоянке в порту во время шторма ударами о ПЛ №1 расшатало её сальники рулей, через них стала поступать вода, в результате чего ПЛ №1 затонула. 2 августа ПЛ «Дельфин» закончила кампанию этого года, 10 августа в связи с полным износом большинства механизмов лодки её разоружили, а корпус сдали порту для разделки на металл."
Итого? Вся боевая биография состоит из ряда потоплений и перетаскиваний с места на место, и страдал от этой боевой единицы только собственный экипаж, неоднократно сменившийся.
=*=
Можно ж и не одну ПЛ взять. Только времени на сбор информации понадобится несравненно больше. В любом случае, получим немалое число документированных самозатоплений.
И еще немало пропаж без вести, т.е. возможно, что самозатоплений, - только не учтенных в качестве таковых, поскольку произошли без свидетелей.
Подрыв на собственных минах ПЛ, которые использовались в качестве минзагов, не будучи специализированными для этого (очень нелепое и неэффективное применение, вообще-то), от самозатоплений на мой взгляд принципиально не отличается.

Или вот смотрим на гибель ПЛ "Сом" в 1916г., при встрече с мирным, невооруженным, нейтральным шведским пароходом "Ингермланд".
Наблюдаемая картина: пароход видит ПЛ в надводном положении, ПЛ видит пароход, тут же идет на погружение... и тут же тонет со всем экипажем. Никто не выжил.
По русской версии, пароход протаранил подлодку, опасаясь досмотра, поскольку вез военную контрабанду.
По шведской версии, пароход стал сбавлять ход, готовясь к тому досмотру, но ПЛ в подводном положении об него взяла да и убилась.
В обеих версиях нет ответа на вопрос, а за каким лешим ПЛ вообще пошла погружаться в такой ситуации?
Если уж проводить досмотр, то ей надо было в надводном (!) положении потребовать остановки парохода, и выслать на борт досматривающую группу. Не приближаясь вплотную.
Да и пароходу, если уж вправду захотелось идти на таран, надо было это делать сразу, не дожидаясь погружения ПЛ, которая быстро становилась для него невидимой и неуязвимой. А он почему-то так не сделал!
И напрашивается вывод, что ПЛ никакой досмотр делать не собиралась, а собиралась скрыться с виду самым удобным и естественным для нее способом.
В 2016г. потонувший "СомЪ" был найден шведскими дайверами. Я смотрел их видеоролик, и что характерно: на корпусе ПЛ повреждений не было видно, ни с какой стороны, зато виден открытый люк. Съемку делал робот, так что это не он люк открывал. Да и заросшее там всё было, не похоже на недавнее открывание.
Возможно, были и раньше любопытствующие посетители, и тогда открытый люк - их рук дело. Но...
Есть у меня подозрение, что, как нередко происходило с царскими подводниками, ПЛ начала срочное погружение, не подготовившись к нему как следует.
Отчего и погибла.
Это наиболее частая причина потопления царских ПЛ. И наиболее вероятное объяснение ситуации, не оставляющее загадок.
И в любом случае, а где же боевые-то успехи у царских подводников, "древнейшего и крупнейшего в тогдашнем мире подводного флота"? ;-)
ПыСы: в ту же тему см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/40145.html
Tags: #родинаслонов, ПМВ, Флот, без-ретуши, военная история, история, ликбез
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal