alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

Родина слоновЪ и дирижаблейЪ.

в продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/134596.html
Просматривая черновики, вспомнил. В очередной дискуссии о развитии авиации в мире, и роли в том РКПМ, очередной брехливый хрустобулочный полузнайка-полунезнайка https://von-hoffmann.livejournal.com/ попытался перевести тему с самолетов, насчет которых предсказуемо оконфузился, на дирижабли, - в которых-то уж точно Россия опередила весь мир. "Доказательством" служила фотография РусскагоЪ(ТМ) двигателя для РусскагоЪ(ТМ) дирижабля Костовича от 1880г. - за 20 лет до графа Цеппелина! Уря-уря!
А теперь немного реальности - как обычно, далекой от хрустобулочных сказок.

0. Двигатели для дирижаблей принципиально далеки от авиамоторов, которые были изначально темой обсуждения, - поскольку имеют гораздо больше мощность, критичную для них, и гораздо больше вес, для дирижаблей на фоне их общей грузоподъемности совсем не критичный... а вот для самолетов - увы.
Кроме того, двигатели для самолетов обязаны иметь гораздо лучше точность изготовления и сбалансированность, поскольку иначе их вибрации для самолета разрушительны. А дирижаблям - без разницы.

1. До начала 20в. в царской России создание дирижаблей не вылезало за рамки прожектов, "прекраснейших мыслей и планов"(С).
А когда все-таки вылезло, ничем не могло удивить развитые страны, - гораздо раньше и гораздо успешнее прошедшие сходные этапы создания и освоения этой техники.
В своё время дирижаблям жёсткой системы из развитых стран принадлежали почти все рекорды в области управляемого воздухоплавания. И хотя их рекорд скорости уступил самолетам раньше всего, рекорды продолжительности, дальности и высотности полета продержались за дирижаблями как минимум до конца ПМВ, а рекорд по реально поднимаемому грузу - и до конца ВМВ.
Но царские дирижабли для этих рекордсменов были и остались не более чем мелким и бледным подражанием.

2. Изобретение дирижабля зарегистрировано за французом Менье (точнее, его звали Жан Батист Мёнье де ла Плас) в конце 18 (!) века, и было в свою очередь развитием идеи аэростата (которую реально осуществили в 1783г. опять же французы Монгольфе). На тот момент до рождения "изобретателей" дирижабля "русского" серба Костовича и Циолковского оставалось более полувека. А само слово "дирижабль" - французское, и означает "управляемый".

3. Первый реально осуществленный управляемый полет дирижабля - тоже за французами. Это сделал в 1852г. Анри-Жак Жиффар с помощью парового двигателя собственной конструкции.
В это время Костовичу был годик, и жил он в Австро-Венгрии, еще неск. лет потом ничего не зная о России, тем более о воздухоплавании; а до рождения Циолковского оставалось еще 5 лет.
И пока оба РусскихЪ-первыхЪ-в-мiрЪе(ТМ) изобретателя дирижаблей успели освоить хождение на горшок, а потом ажник даже грамоту, отсталые и бездуховные французы продолжали нагло воровать их будущие гениальные идеи. :-)
Далее появились электрические двигатели (1884г.) и ДВС. За полвека, к концу 19в., дирижабли уже стали достаточно отработанной и освоенной конструкцией. Мощность их двигателей быстро поднялась от начальных 8,5 л.с. до десятков, а затем (ближе к ПМВ) уже и сотен л.с.
В 1901г. был совершен полет уже далеко не первого (а точнее - шестого) дирижабля Сантос-Дюмона (вот не поверите, дирижабль и тут был французский, хотя делал и гонял его во Франции бразилец) вокруг Эйфелевой башни, для демонстрации его возможностей.

4. С учетом этих фактов, оцените цитаты из русской Википедии:
"Циолковский занимался механикой управляемого полёта, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат (слово «дирижабль» тогда ещё не придумали). Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля и построил его модель" и дату этого события по другой цитате, из автобиографии Циолковского: "В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решился отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат."
Оцениваем также "Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой".

5. С детства многие из нас помнят историю подъячего Крякутного, якобы опередившего весь мир на полвека с изобретением монгольфьера, - и долго эта история передавалась и воспринималась как реальное историческое событие, а многими так и воспринимается до сих пор.
Увы, восходит она не к историческим летописям, оное "событие" никак не заметившим, - а к литературной мистификации за авторством А. И. Сулакадзева, который и до того был замечен в многочисленных фальсификациях якобы древнерусских рукописных текстов. Рукопись Сулакадзева "О воздушном летании…" создана предположительно в 1819 году. Что характерно, в более ранних текстах того же автора, и даже в другой части того же текста, приоритет Монгольфье не оспаривается, а упоминается как несомненный факт. Однако мистификация получилась успешной, и даже была включена в энциклопедию Брокгауза и Ефрона.
Подробно об этом см. например https://miss-hohotyn007.livejournal.com/1268411.html
Пруфы: например В. П. Козлов. Хлестаков отечественной «археологии», или три жизни А. И. Сулакадзева // Цит. по: Что думают ученые о «Велесовой книге», СПб.: Наука, 2004, с. 199—236; ранее опубл.: Козлов В. П. Тайны фальсификации: Анализ подделок исторических источников XVIII—XIX веков. М., 1996, изд. второе, с. 155—185, 265—267.

6. Дирижабль Циолковского предполагал создание подъемной силы за счет нагретого воздуха. Все бы хорошо насчет снижения пожароопасности, удешевления конструкции и т.п., - но, по сравнению с опасным водородом и дорогим гелием, нагретый воздух имеет в разы меньше подъемную силу на единицу объема. Отчего и не стал в реальности массово применяемым способом. Надо ли сообщать, что этот проект ТОЖЕ остался не воплощенным в реальности?

7. Дирижабль Костовича тоже ни разу не взлетал, - поэтому его проектные ТТХ могут быть признаны достоверными разве что в отношении его размеров (длина 60 м, диаметр 12 м, объем 5 тыс.куб.м).
Более того. В первые несколько лет уже ведущегося строительства в силе оставался проект от 1881г. опубликованный в журнале "Воздухоплаватель", где дирижабль приводился в движение и управлялся в полете... машущими (!) крыльями. Цитирую: "…корабль имеет вид птицы, размеры хвоста и крыльев которой находятся к её корпусу в том же соотношении, что и у орла".

8. Строительство мега-проекта велось с 1882 по 1889 годы практически безрезультатно (если не считать результатом расход средств: и выделенных военными под отчет 35 тыс. рублей, и собранных по подписке 200 тыс.(!!!) рублей), закончилось разрушениями всего вроде-как-сделанного от ветра и пожара, и требованиями акционеров и заказчиков вернуть деньги. Ни единого реального подъема в воздух сделано не было.
За это время зарубежные дирижабли строились и применялись уже в значительных количествах, и даже в РИ появился конкурент: вроде бы более дешевый и простой, а также ну очень скоростной, - если верить проекту, предложенному поручиком Дмитрием Чернушенко.

9. Однако и он удостоился в итоге только резолюции "Здоров ли, вызовите в комиссию и прикажите расспросить...".
Обычно такие ответы, как и, например, отказ в выделении средств на несусветный "Танк Менделеева" (https://alan-a-skaz.livejournal.com/57993.html), приводятся как пример чиновничьей тупости и недальновидности.
Ну а как бы вы оценили обещание в конце 19в. обеспечить махине в 17 тыс.куб.м скорость 150км/ч и способность "преодолевать самые сильные ураганы" (которой и поныне летательные аппараты не особо обладают!), притом что о нужных для этого двигателях прожектер даже не особо задумывался?

10. В том числе, для так и не построенного дирижабля "Россия" Костович создал ДВС. Правда, это было не в 1880г., а на 8 лет позже, - судя по дате поданного им прошения на привилегию (патент). Однако, в 1885г. был уже не только создан, но и оформлен патентом ДВС Даймлера.
И до него ДВС уже были известны: газовый, разработанный в 1860-1867 гг. Ж. Ж. Э. Ленуаром во Франции, и Н. А. Отто и Э. Лангеном в Германии. Именно на двигатель Отто опирался в своих разработках Костович.
И вот что еще надо отметить из описания, восхваляющего достижения Костовича: "Важнейшие составляющие двигателя по чертежам изготавливались в Германии, а потом приводились «в надлежащую точность» в мастерской Костовича: коленчатый вал с шарнирами Гука, детали рулевого управления, цилиндры, лопасти воздушного винта, запально-клапанные коробки, фрикционный шкив...".
Этот двигатель проработал аж целых 6 часов на испытании, как мне с гордостью сообщил вышеназванный полузнайка. Однако мой вопрос, а что еще этот двигатель в своей истории реально (!) совершил, предсказуемо остался не отвеченным. ;-)
Вот еще одна фотография ДВС Костовича - на сей раз вместе с его изобретателем, что позволяет наглядно оценить реальные размеры. Выигрыш по сравнению с тогдашними же паровыми двигателями как-то не очень заметен, правда?
Вот для сравнения довольно компактный и шустрый паромобиль La Rapide образца как раз 1881г. - разгонялся по хорошей дороге до 62км/ч, дирижабли еще долго были медленнее!

А производство двигателей, которое потом было затеял Костович, тоже быстро прогорело из-за более массовой и дешевой продукции зарубежных конкурентов.

11. В 1911 г. Костович снова начал заниматься летательными аппаратами. В сентябре 1911 г. он подал заявку и получил «Привилегию» на схемы самолётов (триплан и аэрогидроплан). В 1913—1914 гг. О. С. Костович построил двухпоплавковый биплан (испытания не проводились), а в 1916 году — моноплан-амфибию.
Ничто из перечисленного не было первым в мире, и даже в России приоритет реально сделанных Костовичем летательных аппаратов оказывается сомнительным. См. Родинаслонов и морская авиация https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html

12. Первый в РИ реально взлетевший дирижабль назывался "Учебный", и был создан в 1908г. на основе уже существовавшего привязного аэростата, а первый полет совершил уже в 1909г., - никаких чудес и рекордов при этом, естественно, не показав. Длина – 40 м., диаметр – 6,6 м., объем оболочки – 2 000 куб. м., диаметр – 6,6 м., максимальная скорость – 21 км/ч.
В том же году был куплен во Франции дирижабль, получивший название "Лебедь", и тоже являющийся претендентом на звание первого русского дирижабля. Длина – 61 м., диаметр – 11 м., объем оболочки – 4 500 куб. метров, максимальная скорость – 36 км/ч.
А в 1910г. поднялся с земли дирижабль "Кречет", традиционно якобы "до последней заклепки" созданный в России (при этом с моторами, закупленными во Франции - как и прочая тогдашняя "русская" авиация, - и с оглядкой на опыт постройки германского полужесткого дирижабля Gross-Basenach). Длина - 63 м, диаметр - 11,4 м, т.е. примерно равен несостоявшемуся детищу Костовича, но "20 лет спустя". Максимальная скорость – 43 км/ч.

13. Перед ПМВ передовая РИ уже, как нам много где пишут (на самом деле - врут, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/136736.html), имела в хозяйстве аж целых 20 дирижаблей, аж на целых 11% в этом опередив Германию с ее 18 дирижаблями.
Царская Россия - самая великая в мире дирижаблевая держава, уря-а-ааа! :-))))))
Ничего так, что при этом большинство германских аналогов в разы (!!!) превосходили русские и даже "русские" дирижабли по объемам, мощности моторов, реальной грузоподъемности, имея соответствующие прочие ТТХ?
Вот LZ-3 образца 1906г.: Длина 126,19 м, Диаметр 11,75 м, Объём: 11,429 тыс.куб.м, Силовая установка: 2 × Даймлер, по 63 кВт каждый (ок 171 л.с. в сумме), Макс. скорость: 40 км/ч.
Это на 3-4 года раньше первых русских аналогов на французских двигателях.
Вот их аналог ближе по времени, LZ-10 "Швабия" образца 1911г.: Длина 140,21 м, Диаметр 14,0 м, Объём: 17,8 тыс.куб.м, Силовая установка:3 × "Майбах" по 145 л.с.каждый (ок 435 л.с. в сумме), Макс. скорость: 76 км/ч.
А вот что германцы делали перед ПМВ, уже планируя осуществлять с них дальние бомбардировки территорий Англии и Франции: Объём: 33 780 тыс.куб.м, Длина: 163,37м, Диаметр: 18,7 м, Полезная нагрузка: 8,5 т, Силовая установка: 4 × Maybach MC-X, 155 кВт каждый (843 л.с. в сумме), Макс. скорость: 96 км/ч.
Почувствуйте разницу. ;-)
Кроме того, у фон Цеппелина в Германии во время ПМВ были конкуренты производства Schütte-Lanz, заметно уступавшие продукции Цеппелина - но еще более заметно превосходящие всё, что могла выставить РИ.

14. И ничего так, что из этих "русскихЪ" дирижаблей полностью за рубежом были сделаны и готовыми куплены "Лебедь"(Франция), "Беркут"(Франция), "Чайка"(Франция), "Гриф"(Германия), "Форсман" (Швеция), "Буревестник" (он же Парсеваль-II - снова Германия), "Кондор" (опять Франция), "Астра"(Франция) - т.е. большинство предвоенного состава?
Ничего так, что в этом составе реально были 14 дирижаблей, а вовсе не обещанные 20?
Ничего так, что по скорости "русские" дирижабли заграничной постройки обычно оказывались лучше большинства русских аналогов-современников? И по грузоподъемности обычно тоже?
И ничего так, что при этом прочие "русские" дирижабли тоже имели иностранные моторы, и многие прочие важные комплектующие?
Ничего так, что и во время ПМВ закупка заграничных дирижаблей в РИ продолжалась, как и полная зависимость "русского" производства дирижаблей от поставки импортных моторов?

15. Во время ПМВ "лучшие в мире(ТМ)" русские и "русские" дирижабли РИ обычно не претендовали на большее, чем скромная роль воздушных наблюдателей. Лишь один из них, и лишь один раз, совершил рейд за линию фронта (без особых результатов), - и не замечены за ними иные деяния, достойные их неумеренных восхвалений патридиотЪами.

16. Ах да, о графе фон Цеппелине, которого русские гении якобы опередили на 20 лет (в реальности - скорее уж наоборот).
ТТХ его продукции времен перед началом ПМВ я выше уже приводил.
А теперь поглядим на начало его деятельности. Первый свой дирижабль Luftschiff Zeppelin, он же LZ 1, "безумный" граф начал делать в 1899г. - вроде как вправду отстав с началом этого дела от Костовича на 17 лет. От французов - на почти полвека.
Зато уже в 1900г. дирижабль фон Цеппелина был РЕАЛЬНО построен и РЕАЛЬНО летал, - через 10 лет после полного провала безрезультатных (!) попыток Костовича, и за 9 лет до первого реального (!) полета первого русского дирижабля. И уже тогда имел ТТХ более впечатляющие: длина 142м, объем 11,3 тыс.куб.м. Правда, моторы мощностью "всего" почти 30л.с., зато с ними сразу достигнута РЕАЛЬНАЯ скорость 15км/ч, и потом 28км/ч.
А что было к моменту появления первых реальных дирижаблей в РИ, см. выше.
До окончания ПМВ фон Цеппелин поставил армии и флоту около 100 своих дирижаблей, обессмертивших имя своего создателя и сделавших его названием целого класса летательных аппаратов.
Еще около 20 аналогичных аппаратов сделала для Германии и Австро-Венгрии конкурирующая фирма Шютце-Ланц (Schütte-Lanz).
По количеству боевых дирижаблей германцы во время ПМВ опережали РИ не менее заметно, чем по качеству. А по их реальным свершениям даже пытаться сравнивать - уже смешно.
Источники: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/airplanes/rossijskaya-imperiya/dirizhabli-rossijskoj-imperii/dirizhabl-rossiya-proekt-o-s-kostovicha/
https://histrf.ru/biblioteka/b/dieviat-ottsov-piervogho-russkogho-voiennogho-dirizhablia
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.).
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Tags: ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments