alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

Подробнее про передовое царское дирижаблестроение.

продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/135856.html
Трогательно читать "патриотичные" пассажи вроде "К истории российского дирижаблестроения очень хорошо подходит поговорка, что русские медленно запрягают, да быстро ездят. ... Многие, особенно западные исследователи воздухоплавания, полагают, что это было следствием отсталости царской России, но данное утверждение неверно. В России уже тогда производилась практически вся необходимая техника, как и в развитых странах Европы, но вот с дирижаблями решили подождать, для того чтобы попусту не тратить казенные деньги."
Насчет производства в царской России "всей необходимой техники", как мы знаем, было ВСЁ печально. В любом из направлений развития техники, куда ни ткни.
Насчет "не тратить попусту" ... мы уже видели, как на прожект Костовича были израсходованы 35 тыс.руб. казенных денег и 200 тыс.руб., собранных с акционеров, - но после 8 лет его как-бы-работы результаты оставались практически нулевыми, а изобретатель запросил еще 55 тыс.руб. казенных денег. И, конечно, только отказ в выделении этих средств ;-) не дал России стать самой-самой передовой державой в дирижаблестроении 19 века.:-))))
Насчет "быстро ездят" - тоже как-то не похоже на правду, если ознакомиться с реальными фактами. Но пока продолжим читать забавные детские сказки.
"При этом не учитывается тот факт, что отсталость страны в постройке дирижаблей-бомбардировщиков с лихвой компенсировалась развитием воздушного флота самолетов-бипланов, вооруженных крупнокалиберными пулеметами".
Дебилы, сэр. Откуда они взяли в РИ крупнокалиберные пулеметы?! Их и в развитых-то странах тогда еще не было!
И ничего так, что даже по пулеметам винтовочного калибра РИ была в глубокой зависимости от развитых стран?
И ничего так, что отсталость РИ в самолетах была еще значительнее, чем в дирижаблях и в пулеметах?
"Для немецких дирижаблей встреча с такими самолетами (особенно несколькими) была равносильна смерти. Только этим и можно объяснить тот факт, что немецкие Цеппелины никогда не летали в Россию"
Вот ведь как интересно: в Англии и Франции боевая авиация во время ПМВ значительно превосходила царскую и количеством, и качеством - но это почему-то там не настолько мешало немцам!
Спасало Россию от аналогичных налетов совсем другое:
1. Большие расстояния от фронта до сколько-нибудь достойных объектов такой бомбардировки;
и 0. Обычная для царской России в ПМВ роль Неуловимого Джо. Германский флот тоже не сильно отвлекался на Россию, а когда все-таки уделял ей внимание - каждый такой раз система обороны, воздвигаемая многими годами и немалыми средствами, держалась недолго.

И далее выясняется, что виноград был зелен - после заявлений, будто РИ в строительстве дирижаблей опередила весь мир, как только дело дошло до сличения таких заявлений с реальными фактами. Эти хрустобулочники такие забавники. ;-))))))
Враньем также оказалось много где повторяемое заявление, будто перед ПМВ Россия превзошла Германию хотя бы по числу дирижаблей.
Пишем полный список дирижаблей в РИ:
1. "Учебный". 1908г. (1й полет 1909). "Построен в 1908 году в России.". При этом, оболочка - германская, мотор - французский. Оболочка его имела объем около 1200 куб. м и была выполнена из двух змейковых аэростатов системы «Парсеваль». Длина ее составляла 40 м, а максимальный диаметр — 6,55 м. В деревянной гондоле был установлен устаревший автомобильный двигатель «Рено» мощностью 16 л. с., который приводил в движение 2 воздушных винта. Винты располагались по обе стороны гондолы в передней ее части. «Учебный» брал на борт 3 человека, мог подниматься на высоту 800 м и развивать скорость около 21,6 км/ч. Наибольшая продолжительность полета составляла около 3 ч.
"Длина – 40 м., диаметр – 6,6 м., объем оболочки – 2 000 куб. метров, диаметр – 6,6 м., максимальная скорость – 21 км/ч."
Оказывается, объем был увеличен до 1,5 тыс.куб.м. уже после модернизации, и двигатель заменен на 25л.с., но в конце 1909г. аппарат был демонтирован.
Так что из списка его придется вычеркнуть, разве что иногда вспоминая (не чокаясь).

2. Дирижабль «Лебедь». Был приобретен во Франции в 1909 году (первоначальное название «Lebaudy», 1908 года постройки). Длина – 61 м., диаметр – 11 м., объем оболочки – 4 500 куб. метров, максимальная скорость – 36 км/ч.
"Это был первый дирижабль, который военное ведомство заказало за границей." - а заодно второй как-бы-русский, и в течение примерно года единственный в РИ действующий. В 1911г. совершил ряд учебных и демонстрационных полетов, в 1912г. испытывалось применение него ружей-пулеметов, далее о нем в этой саге не сказано, участие в ПМВ не отмечено.

3. "Дирижабль «Кречет». Был построен в 1910 году в России, длина – 70 м., диаметр – 11 м., объем оболочки – 6 900 куб. метров, максимальная скорость – 43 км/ч."
подробнее: заводу Лесснера в Петербурге заказали 2 бензиновых двигателя мощностью по 50 л. с. и массой не более 5 кг на 1 л. с. (не считая массы радиатора и воды для охлаждения). Завод Лесснера спроектировал и построил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 л. с. Однако «на испытании этот мотор работал исправно 2 часа без перерыва... затем обнаружилось сильное разогревание масла, вследствие чего произошла порча картера», — так гласил отчет Главного инженерного управления об испытании двигателя. Время шло, а завод Лесснера никак не мог справиться с постройкой двигателя.
Пришлось заказать 2 двигателя автомобильного типа заводу «Панар-Левассор» (Франция), которые были готовы только к октябрю 1908 года. Для приемки двигателей во Францию отправились Утешев и Немченко. Оказалось, что двигатели развивают мощность по 85 л. с., т. е. вдвое больше расчетной. Большая масса купленных двигателей автомобильного типа вызвала увеличение объема оболочки с 4073 почти до 6000 куб. м. Оболочку аэростата удалось изготовить на заводе «Треугольник». Московский завод «Дукс» построил платформу и гондолу. Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Петербурге Первым российским товариществом воздухоплавания.
КРЕЧЕТ» был первым построенным в России дирижаблем, принятым на вооружение русской армии.
участие в ПМВ не отмечено.

4. Дирижабль «Беркут». Был приобретен у Франции в 1910 году (первое название «Clement-Bayard», 1910 года постройки). Длина – 56 м., диаметр – 10 м., объем оболочки – 3 500 куб. метров, максимальная скорость – 54 км/ч.

5. Дирижабль «Голубь». Был построен в 1910 году в России на Ижорском заводе, находящемся в Колпино под Петроградом, по проекту профессоров Ван-дер-Флита и Боклевского, а также инженера В. Ф. Найденова при участии капитана Б.В. Голубова. Длина – 50 м., диаметр – 8 м., объем оболочки – 2 270 куб. метров, максимальная скорость – 50 км/ч. Во время Первой мировой войны данный дирижабль выполнил ряд разведывательных полетов, за линию фронта при этом «Голубь» не перелетал. В октябре 1914 года его эвакуировали в Лиду, где дирижабль был разобран, снова собрали его лишь летом 1916 года, но так как дирижабль находился на открытом биваке, во время шторма у него была повреждена оболочка.

6. Дирижабль «Ястреб». Был произведен в 1910 году в России акционерным обществом «Дукс», расположенным в Москве. Конструктором был А. И. Шабский. Длина – 50 м., диаметр – 9 м., объем оболочки – 2 800 куб. метров, максимальная скорость – 47 км/ч.
На «Ястребе», который мог нести 1170 кг полезной нагрузки, стоял двигатель БМВ (60 л. с.), , на «Голубе» — «Кертисс» мощностью 75 л. с. - оба полностью русские, ага.

7. Дирижабль «Чайка». Был приобретен во Франции в 1910 году (первое название «Zodiac-VIII», 1910 года постройки). Длина – 47 м., диаметр – 9 м., объем оболочки – 2 140 куб. метров, максимальная скорость – 47 км/ч.

8. В том же 1910 году во Франции был приобретен аналогичный дирижабль «Zodiac-IX», получивший название «Коршун».

9. Дирижабль «Гриф». Был приобретен у Германии в 1910 году (первое название «Parseval PL-7», 1910 года постройки). Длина – 72 м., диаметр – 14 м., объем оболочки – 7 600 куб. метров, максимальная скорость – 59 км/ч.

10. Дирижабль «Форсман». Был приобретен Россией в Швеции по заказу русского военного ведомства. Данный дирижабль самый маленький в мире. Планировалось приобретение серии этих небольших дирижаблей для ведения разведывательной службы в русской армии.
Был ли дирижабль поставлен в Россию, неизвестно.
Но в счет его берут все равно. Ладно, считаем.
В связи с малым объемом дирижабля у него отсутствовала гондола, вместо которой применялась доска для сидения пилота и механика, вес мотора при мощности в 28 л.с. составлял 38 кг. Длина – 36 м., диаметр – 6 м., объем оболочки – 800 куб. метров, максимальная скорость – 43 км/ч.

"к началу 1911 года Россия имела 9 управляемых аэростатов, из них 4 отечественной постройки" (это считая списанный "Учебный", реально из 4 построенных в РИ до 1911г. дожили только 3), и "занимала по числу дирижаблей третье место в мире после Германии и Франции".
Сумм.объем до 4,5+6,0+3,5+2,27+2,8+2,14*2+7,6+0,8=31,75, из них как-бы-российской постройки 6,0+2,27+2,8=11,5 == чуть более 1/3 (0,362), это как раз наравне с 1 (одним!). самым первым из "цеппелинов". И это как раз половина гордого списка "РусскихЪ" дирижаблей. Ладно, поехали дальше.

11. В том же 1911г. был в Киеве создан частный дирижабль "Киев". Двигатель - естественно, иностранный: сначала французский "Анзани", потом немецкий NAG.
На создание этого дирижабля государственные средства не запрашивались: конструктор и местное общество воздухоплавания устраивали благотворительные сборы, а после готовности корабля устраивали платные полеты для желающих, и предлагали рекламные услуги: на корпус дирижабля в вечерне-ночное время проецировались "волшебным фонарем" рекламные объявления.
http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=18&sobi2Id=242
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/airplanes/rossijskaya-imperiya/dirizhabli-rossijskoj-imperii/dirizhabl-kiev/
Однако, осенью того же года дирижабль потерпел аварию и сгорел. Конструктор, он же владелец и пилот, остался жив, и даже получил страховку.
Так что в списки можно не включать.

12. Дирижабль «Кобчик». Был построен в 1912 году в России на заводе «Дюфлон, Константинович и Ко», конструктором был Немченко. Длина – 45 м., диаметр – 8 м., объем оболочки – 2 150 куб. метров, максимальная скорость – 50 км/ч.

13. Дирижабль «Сокол». Был построен в 1912 году в России на Ижорском заводе. Длина – 50 м., диаметр – 9 м., объем оболочки – 2 500 куб. метров, максимальная скорость – 54 км/ч.

14. Дирижабль «Альбатрос». Построен на Ижорском заводе в 1912 году. В средней части дирижабля есть возвышение – пулеметное гнездо. Длина – 77 м., диаметр – 15 м., объем оболочки – 9 600 куб. метров, максимальная скорость – 68 км/ч.
Сначала на нем работали французские двигатели «Клеман-Байяр» (Clement Bayard), которые в мае 1914 г. заменили на французские же «Дансет-Жиле».
Иногда в списках появляется +1 РусскийЪ дирижабль: "«Альбатрос-II». "Был создан в России в 1913 году на базе дирижабля «Альбатрос», построенного на Ижорском заводе в 1912 году." Однако, оказывается, что это все тот же первый "Альбатрос", только после ремонта, - замены лопнувшей оболочки.

15. "Дирижабль «Кондор». Был приобретен в 1913 году во Франции (первое название «Clement-Bayard», 1913 года постройки). Длина – 88 м., диаметр – 14 м., объем оболочки – 9 600 куб. метров, максимальная скорость – 55 км/ч."

16. Дирижабль «АСТРА»(Astra-XIII) был приобретён у Франции в 1913 году одновременно с дирижаблем «КОНДОР» (Clement Bayard № 5). 10 тыс.куб.м.

17. Дирижабль «Парсеваль-II» (он же «Буревестник»). Был приобретен в Германии (первое название «Parseval PL-14», 1913 года постройки). Данный дирижабль был лучшим по своим летным характеристикам среди всех дирижаблей, имевшихся у России до 1915 года. Длина – 90 м., диаметр – 16 м., объем оболочки – 9 600 куб. метров, максимальная скорость – 67 км/ч.

18. Дирижабль «Гигант». Был создан в 1915 году в России Балтийским заводом в специальном эллинге в деревне Сализи под Петроградом. Длина – 114 м., диаметр – 17 м., объем оболочки – 20 500 куб. метров, максимальная скорость – 58 км/ч. "Был крупнейшим дирижаблем, построенным в Российской Империи".
И, конечно, "Оригинальные конструктивные особенности «Гиганта» и его летные характеристики выдвигали его на ведущие позиции в дирижаблестроении". Хотя даже проектные характеристики сильно уступали германским аналогам того же времени, а реально подтверждены не были - в первом же полете "оригинальные конструктивные особенности" ;-) привели дирижабль к крушению уже на взлете.

Уточняем. "В 1912 году Балтийский завод приступил к изготовлению дирижабля «Гигант» объемом 18 000 куб. м по проекту инженеров А. Кованько и А. Шабского. Корабль имел длину 105 м и диаметр свыше 16 м.. Четыре двигателя мощностью в 200 л. с., расчетная (!) скорость 65 км/ч. Практический потолок должен был составить около 3500 м, а запас топлива позволял осуществлять полет в течение двадцати часов.
Балтийский завод обязался сдать «Гигант» к весне 1914 года, но в силу ряда причин постройка затянулась.
Свой первый и последний полет корабль совершил только 10 февраля 1915 года. При сборке было допущено не предусмотренное проектом смещение двигателей в центральную часть корпуса, и каркас дирижабля в первом же полете, не выдержав нагрузки, прогнулся в средней части. Один из пропеллеров ударил по тросовой расчалке, и корабль, сложившись пополам, плавно опустился на лес. Пострадавших при этом не было."

Так что - еще один незачОт.
Это последние "русские" дирижабли до начала ПМВ.
Не дожили до этого времени, и вообще прожили менее года каждый, "Учебный" и "Киев".
Не пережил первого же взлета "Гигант" (уже во время ПМВ, хоть и начатый за 2 года до начала войны, и за 3 года до своей гибели - но какая разница? Всё равно не взлетел).
В списочном составе на предвоенное время шведский "Форсман" все-таки отсутствует.
Подводим итоги снова:
Численность в наличии перед ПМВ, на начало 1914г. - 14 (вместо анонсированных 20!), из них сделано в РИ - 6 (шесть). Менее половины, и те с иностранными двигателями.
Сумм.объем до (31,75)+2,15+2,5+10,0+9,6*3=75,2 тыс.куб.м,
У Франции на тот момент 116,6 тыс.куб.м ==РИ*1,551, у Германии 244 тыс.куб.м ==РИ*3,245.
В т.ч. сделанных в РИ, хоть и с применением иностранных двигателей и др. компонентов, по прежнему чуть больше 1/3: (11,5)+2,15+2,5+9,6=25,75 = 0,342*75,2.
Это - не считая дирижабли, сделанные во Франции и Германии, но проданные в Россию!
Их таких из Франции - 6, общ. объемом 39,9 тыс. куб.м, - в полтора с лишним (1,55) раза больше, чем РИ сделала сама. Из Германии - только 2, зато общ. объемом 17,2 тыс.куб.м - это 2/3 собственного российского производства.
Т.е., по сравнению с собственным (!) производством дирижаблей в РИ, даже если не считать дирижабли, проданные Францией и Германией в не упомянутые тут страны (а такие тоже были!), французское производство больше собственного российского в 6 раз, германское в 10 раз, и даже итальянское обгоняет. Английское - между итальянским и французским, и большего о нем нам пока знать незачем. РИ - в... хвосте.
Но ладно, если считать купленные в РИ за рубежом дирижабли "русскими", в сумме получается не так уж мало; и хоть не 1-е место в мире, как нам врали, - но хотя бы 3-е по числу и объему, тоже неплохо?
Однако, в эту ложку меда добавляется очередная бочка дегтя: "из них лишь 4 — «Альбатрос», «Астра», «Кондор» и «Буревестник» — по своим летно-техническим характеристикам могли с определенными оговорками считаться пригодными для участия в боевых действиях. В результате этого русские управляемые аэростаты в боевых операциях практически не применялись".
Смотрим по списку. 3/4 из дирижаблей, годных на что-то перед началом ПМВ - полностью иностранного происхождения.
Но даже у этой четверки с реальным применением в ПМВ было не ахти. «Кондор» решили не использовать для бомбардировок, вследствие малой скорости полета, - хотя по своей скорости он как раз превосходил всё сделанное на тот момент в РИ, кроме "Альбатроса", которому уступал незначительно (55 против 67).
«Буревестник» был наполнен газом в первой половине ноября 1914 года и выполнил несколько полетов, после чего его признали непригодным к работе в боевой обстановке, и в марте 1915 года демонтировали.
Кто остался на трубе? "Астра" и "Альбатрос". Объем 10,0+9,6=19,6 тыс.куб.м. (около половины от одного (!) тогдашнего "Цеппелина"), один сделан как-бы-в РИ (при иностранных двигателях), один - полностью во Франции.

С реальным применением как-бы-русских дирижаблей ознакомимся позже. Пока продолжим их список, от которого осталось уже совсем немного.

19. "Воздушный крейсер". РусскийЪ и уже поэтому Лучший-в-мире(ТМ), а то как же. ;-)
В реальности - проект 1914г., согласно которому новый дирижабль должен был почти достигнуть уровня предвоенных "цеппелинов", в т.ч. по мощности двигателей, которых предполагалось поставить 8 по 250 л.с. - однако, откуда их брать в РИ, осталось загадкой. Другие проблемы со строительством тоже возникали, и в результате незавершенное строительство в 1916г. было прекращено.

20+. Дирижабли, заказанные во Франции на заводе «Клеман-Байяр» в 1914 году и на заводе «Астра» в 1915 году, в Россию так и не попали.

21. Дирижабли «Черномор-1» и «Черномор-2». Были приобретены у Великобритании в 1916 году (тип «Coastal», 1916 года постройки). Объем оболочки – 4 500 куб. метров, максимальная скорость – 80 км/ч. Всего было заказано 4 дирижабля данного типа, из них «Черномор-1» и «Черномор-2» хотя бы выполнили ряд пробных полетов, поэтому в список включены - но по их итогам сошли с дистанции, см. ниже; «Черномор-3» сразу сгорел в эллинге и вместе с ним, а «Черномор-4» так и не был собран.

На этом список царских "РусскихЪ" дирижаблей ЗАКОНЧЕН.
Считая ВСЕ, в т.ч. небоеспособные уже перед ПМВ, их суммарный объем составил 75,2+2*4,5=84,2 тыс.куб.м;
Общее число, включая все вышедшие из строя, и даже 1 не дошедший после покупки до России, наконец-то (!!) к концу ПМВ достигло 20 обещаных на ее начало.
Из них сделано в РИ (при иностранных двигателях) 8 (восемь), 40% по числу, составляющих 30,5% по объему.

Сильно опередила "передовую" Россию и в этом деле, как обычно, даже "отсталая" Италия.
В начале 1914 года общий объем итальянских дирижаблей составлял 71,3 тыс.куб.м, и по этому показателю страна занимала 4-е место в мире - после Германии (244), Франции (116,6), России (75,2); однако реально итальянские дирижабли были уже тогда и гораздо более отечественными, и гораздо более боеспособными.
Перед вступлением в войну Италия имела 5 боеспособных дирижаблей, причем своего производства и в т.ч. со своими двигателями; РИ - только 2(ДВА), из них отечественого производства - 1(ОДИН), с отечественными двигателями - НОЛЬ.
За время ПМВ Италия произвела дирижаблей гораздо больше, чем до нее. Россия - наоборот.
С реальным применением - сходная картина. Еще более печальная для РИ.
Итальянские воздухоплавательные силы считались малочисленными - по сравнению с Германией или даже Францией и Англией так и было, но не с Россией уж точно.
И они, несмотря на "малочисленность", на противодействие зенитной артиллерии и истребителей, весьма активно вступили в войну.
https://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/aviacija/dirizhabli_na_vojne_chast_16_italija/17-1-0-4104
Скромные по меркам развитых стран и "небольшие, зато дешевые" по собственным итальянским оценкам, их дирижабли значительно превосходили всё, на что была способна в этом направлении царская РИ. При этом, итальянское дирижаблестроение полностью опиралось на собственную промышленную базу.
17 июня 1917 года было осуществлено самое массированное применение итальянцами дирижаблей: 18 дирижаблей в одном (!) налете сбросили 12 т бомб на воинские цели в Пуле. Это за день - четверть всей бомбовой нагрузки всех "Муромцев" за 3 года войны.
За время ПМВ итальянские дирижабли были произведены многими десятками, совершили 235 боевых вылетов, сбросив 250 т бомб (чуть более чем 5-кратно от бомб с "Муромцев", и в 744 (!!!) раза больше, чем весь результат царских дирижаблей) и 50 т листовок (тоже чуть больше, чем ВСЯ бомбовая нагрузка "Муромцев" в ПМВ).
Правда, от итальянских же "Капрони" итальянские дирижабли отстали по результативности очень сильно.

А что смогли за всю ПМВ царские коллеги "отсталых" итальянцев?
"Альбатрос": "Вследствие ухудшившихся погодных условий, препятствовавших разведке на дирижабле, штаб Северо-Западного фронта поставил ему задачу осуществить ночную бомбардировку подъездных путей на подходах к Осовцу.
Вылет оказался неудачным: полёт на аэростате был прерван оружейным огнем 4-го Сибирского корпуса, только что прибывшего на фронт из Восточной Сибири и не предупрежденного о возможном пролете своего дирижабля. Оболочка аэростата получила множество пробоин, и так как строительство эллинга в Белостоке ещё не было закончено, дирижабль был переправлен в Брест-Литовск. Там дирижабль привели в порядок, и в середине сентября он вернулся в Белосток.
В связи с новым назначением Б.Голубова, временно командиром дирижабля «АЛЬБАТРОС-II» стал А.Шабский. Полёту на аэростате в качестве разведчика мешали плохие погодные условия, и в один из вылетов, 13 октября «АЛЬБАТРОС-II» потерпел аварию в сорока километрах от линии фронта. Исправить повреждения в полевых условиях оказалось невозможно, поэтому «АЛЬБАТРОС-II» был разобран."
Т.е. и здесь реальный эффект - НОЛЬ.

Из русских (ага) дирижаблей именно «АСТРА» (французского происхождения) за время войны совершил единственный (!) в истории РИ удачный боевой вылет с целью бомбардировки железнодорожной станции Лык.
В середине мая воздушный корабль под командованием Б. В. Голубова перелетел в Белосток, где его подготовили к выполнению боевых вылетов. Первым заданием, которое должна была совершить «Астра», стала бомбардировка железнодорожной станции Лык.
«Астру» вывели из эллинга около 21.00, команда заняла свои места по расписанию, и дирижабль, отделившись от земли, взял курс правее Осовца на линию озер, имея на борту 21 одно-пудовую бомбу (это всего лишь 336кг) и пулеметы для обороны. К 24.00 набрали высоту 700 м, а на подходе к Лыку (в 2.30) имели уже — 1200. С этой высоты и были сброшены бомбы — сначала три последовательных для пристрелки, а затем все остальные.
Освободившись от груза, дирижабль подскочил до 1600 м, и в это время по нему открыли огонь зенитные орудия. Несколько снарядов взорвались в опасной близости от корабля, и после приземления в его носовой части были обнаружены несколько пробоин. Пользуясь темнотой и попутным ветром, дирижабль быстро ушел из зоны обстрела и в 5.30 благополучно возвратился на базу. Это был единственный удачный боевой вылет, совершенный русскими дирижаблями во время войны.
После "ряда военных операций" (не указанно, каких - тем более что бомбардировки с дирижабля в РИ более не производились) в мае-июне 1915 года аэростат оказался значительно повреждён (в т.ч. обстрелами своих же солдатиков) и почти не эксплуатировался. Во второй половине июня 1915 года дирижабль «АСТРА» был демонтирован.

"Черноморы" предполагались, по английскому примеру, для противодействия германским подводным лодкам, действовавшим в ЧМ весьма нагло. Этих дирижаблей, серии Coastal, было заказано в Англии 4 экземпляра, которые и прибыли к заказчику в 1916г.
Однако, первый из них, вскоре после отправки начальству победного рапорта, в пробном полете над морем упал в воду, - после чего был разобран. Предп. причина - недозаполненность газом, недостаточный запас балласта, в общем - неквалифицированное обслуживание.
Второй прожил немного дольше, но тоже не вышел за рамки пробных полетов. В одном из этих полетов заглох сначала один двигатель, потом и второй, почти неуправляемый дирижабль едва не снесло в море, но удалось приземлиться. После чего его тоже разобрали, и далее о нем в этой саге сказано не будет.
Третий даже не взлетел: при предстартовой работе с ним произошел пожар, захвативший бензобаки на гондоле, сам дирижабль, эллинг, газгольдеры и прочую аппаратуру. Люди едва успели спастись. После этого все работы с дирижаблями на ЧФ были прекращены, 4-й "Черномор" остался нераспакованным.

Французские по происхождению "Кондор" и "Беркут", хотя были признаны негодными дя бомбардировочных задач, все же на короткое время нашли применение в скромной роли воздушных наблюдателей. Но и они в 1915г. были безответно уничтожены германскими самолетами.
И это ВСЕ реальные свершения в ПМВ царских "русскихЪ" дирижаблей.

Источнки, кроме указанных локально:
Дирижабли на войне / Сост. В. А. Обухович, С. П. Кульбака. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT» - 496 с. ISBN 985-13-0153-1, 5-17-001637-9
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/airplanes/rossijskaya-imperiya/dirizhabli-rossijskoj-imperii/ и далее по ссылкам
Tags: ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments