alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Дирижабли не у нас

Как уже упоминалось (https://alan-a-skaz.livejournal.com/136736.html), за время ПМВ в России своих дирижаблей было построено НОЛЬ. А всё сколько-нибудь осмысленное применение в РИ за время ПМВ досталось дирижаблям чисто иностранного производства.
Конечно, это только потому, что виноград был зелен, и передовая Россия сделала весь упор на авиацию, но....
в 1914-1915 г. РИ закупила несколько "совсем-совсем не нужных ей" дирижаблей (не дошедших до заказчика) во Франции на 2 заводах: Астра и Клеман Баяр; и в 1916г. купила в Англии еще 4 дирижабля типа Coastal, из которых половина была загублена в пробных полетах неквалифицированным обслуживанием, третий сгорел еще до старта, а четвертый даже распаковывать не рискнули;
и около 2 лет впустую провозились с попытками создания "Воздушного Крейсера", естественно, "Лучшего в мире(ТМ)", который даже по проекту малость не дотягивал до предвоенных цеппелинов.
А как раз с авиацией-то РИ была в столь же глубокой... отсталости, и столь же глубокой несамостоятельности.

Менее передовые, чем вымышленная РКМП (зато реальные), страны имели в этом отсталом и бесполезном деле такие результаты:
Германия 123, Франция 52, Англия 213, США 50, Италия 28, итого 466.
Безусловным лидером в этом направлении, - и даже с большим отрывом! - была именно Германия.
Поскольку столь многочисленные английские дирижабли многократно уступали германским "цеппелинам" (и другим германским аналогам) и по объему, и по результативности. Англия сделала упор на чисто морском применении дирижаблей, массово используя небольшие аппараты для разведки, конвоирования кораблей, борьбы с подводными лодками.
Большинство германских дирижаблей являлись настоящими гигантами. Предвоенные имели объем около 30 тыс.куб.м., в середине войны около 50 тыс.куб.м., к концу войны - за 60 тыс., их полезная нагрузка составляла по неск. тонн. Их суммарный объем был сравним с суммарным объемом всех остальных дирижаблей в тогдашнем мире.
Английские дирижабли были в основном разведчиками, имели объем в единицы тыс.куб.м. в соответствии со своим кругом задач; хотя единичные экземпляры серии R под конец ПМВ достигали 28,2 тыс.куб.м., и были заложены гиганты до 40..50 тыс.куб.м., но их ввод в строй произошел уже после окончания военных действий, в которых они могли бы принять участие, и важнее оказалась их роль для отработки технологий создания больших дирижаблей гражданского назначения.
Роль английских дирижаблей в борьбе с германскими подводными лодками была огромна, несмотря на скромные габариты и вроде бы малое число побед. Однако само присутствие дирижаблей обычно заставляло подводников держаться подальше от охраняемых объектов. Подробнее см. https://nik191-1.ucoz.ru/publ/voennaja_ttekhnika/aviacija/dirizhabli_na_vojne_chast_13_anglija/17-1-0-4071.

Дирижабли США по понятным причинам практически не участвовали в ПМВ. Французские и итальянские аналоги сильно уступали германским, хотя и за ними было некоторое количество реальных боевых успехов (в отличие от царских коллег). Италия имела промышленность гораздо слабее германской, английской и французской (хотя настолько же сильнее царской). Итальянские дирижабли были в среднем гораздо крупнее английских, и применялись в т.ч. для наземных бомбардировок - при этом значительно превосходя результативность царских "муромцев", тем более царских аналогов, но настолько же уступая своим соотечественникам на "Капрони". Об этом же было в предыдущем посте (ссылка в начале этого).
Однако даже самые крупные и успешные из итальянских и французских дирижаблей всё равно в разы уступали германским коллегам. Поэтому более о них в этой саге сказано не будет.
Остановимся на германских дирижаблях. Их итоговые результаты были таковы:

Боевые вылеты - 999 (втрое от самолето-вылетов ЭВК), из них разведка 614, боевые столкновения на море 65, бомбометание на русском фронте 103, на французском фронте 126, налеты на Англию 60, налеты на балканском ТВД -31.
Количество сброшенных взрывчатых веществ (не исключено, что автор имел в виду вес бомбовой нагрузки, но так уж написано): 164,2т (~3,5 раз от итогового результата "Муромцев"), из них в России 60,3т (на четверть больше ВСЕХ "муромцев" и в почти 500 раз больше всех "русских" дирижаблей!), в Бельгии и Франции 44,7т (чуть меньше "муромцев"), в Англии 36,7т ("всего лишь" 3/4 итогового результата "муромцев" во ВСЕХ их вылетах, и "всего лишь" в 100+ раз больше "русскихЪ" дирижаблей, - а теперь учтите дальность этих полетов, и приплюсуйте к ним остальные участки их активности, хорошо?).

Обратим внимание на результативность "цеппелинов" на Восточном фронте, - и снова улыбнемся сказкам про якобы грозную царскую авиацию, отбившую у немцев всякое желание выставлять дирижабли против русских. В реальности, во время ПМВ германцы как раз переносили активность своих воздухоплавательных сил с Запада на Восток - поскольку противовоздушные средства на Западе (как авиация, так и зенитные орудия) развивались заметно быстрее и успешнее, чем в РИ.

Налеты "цеппелинов" на Париж и Лондон нанесли ущерб, составляющий значительную часть от всех потерь Англии и Франции в ПМВ. Несколько сотен жертв не выглядят большим событием на фоне мясорубки ПМВ, - однако их психологический эффект был огромен: прежде обыватели в глубоком тылу могли не бояться войны непосредственно, теперь же смерть от вражеского оружия их могла застать в практически любом уголке воюющей страны, никто не мог чувствовать себя в безопасности.
Безусловно, первые в мире стратегические бомбардировки с воздуха - это были именно атаки "цеппелинов". Каждый из них нес по 1,5-2 т бомб, одна бомба в 300кг разрушила целый квартал домов в Лондоне, целые районы были охвачены пожарами.

Теперь - ответ на вопрос, а чего это ради я полез в историю применения дирижаблей в ПМВ.
Дело не только в том, что некий очередной хрустобулочный брехунЪЪ пытался мне скормить очередную байку про якобы великие успехи царской России, на сей раз - в дирижаблестроении, - надеясь, что массовая публика об этом ничего не знает, и доверчиво заглотнет его брехню (как оно часто и выходит).
Важнее то, что у немцев долго были серьезные основания надеяться с помощью именно дирижаблей решить задачи дальних стратегических бомбардировок противника, - прежде чем они были вынуждены перепоручить те же задачи авиации, и ТОЖЕ добились в том впечатляющих успехов.
У хвалёных "Муромцев", якобы ту же задачу решавших и успешно решивших, реальные успехи надо выискивать под микроскопом. И, увы, всё равно констатировать облом-сЪ.

источники: Ионов Петр Павлович, "Дирижабли и их военное применение", 1932.
Дирижабли на войне | Обухович В. А., Кульбака С. П.
Прочие источники указаны локально либо в предыдущих постах, см. по ссылкам на них.
Tags: ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, дирижабли, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments