alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

2. Еще до войны поврежденный. к «Бой у Чемульпо: 115 лет подвигу крейсера "Варяг"» от tverdyi_znak

2. Блестящее и "лучшее в мире"(ТМ) русское командование успело еще до начала войны привести новейший (ввод в строй 1901г.) крейсер 1 ранга в ограниченно боеспособное состояние.
2.1. Артиллерия.
В декабре 1903г., незадолго до знаменитого боя, крейсер "Варяг" производил учебные стрельбы. В спокойных полигонных условиях, против мишеней, которые не стреляют в ответ и не маневрируют, с малой дистанции в 15-17 кабельтов (2,8 - 3,1 км) из 145 снарядов (36 снарядов 152мм, 33 снаряда 75мм, 56 снарядов 47мм и 20 снарядов 37мм), выпущенных "Варягом" на скорости в 12,5 узлов, в цель попали лишь 3 малокалиберных: 1 (из 33) снаряд 75мм, 3%, 2 (из 56) снаряда 47мм - 3,6%, и ни одного из 36 - по главному калибру 152мм.
Результат ужасный.
Равный по классу и поколению "русский" крейсер "Аскольд" немецкого производства, со строго равным вооружением, в гораздо более тяжелых условиях, показал результативность на порядок выше.
19 августа 1903г. в заливе Петра Великого крейсер "Аскольд" выполнил аналогичную учебную стрельбу по щиту на ходу 18 уз при ветре 3—4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь (19%) , по 75-мм снарядам 12 из 36 (33%), по 47-мм снарядам 5 из 40 (12,5%). Итого 24 из 112, это 21%.

Общий результат "Варяга" в гораздо менее сложных погодных условиях составил 3 из 145 (2%), но что самое страшное, - ТОЛЬКО малокалиберными снарядами.
Крейсер, совсем не способный попадать по мишеням на близком расстоянии своим главным калибром, фактически небоеспособен!
Поэтому совсем не удивительна полная безрезультатность его огня в реальном бою.

2.2. Машины. Скорость для крейсера - важнейший показатель. На испытаниях в США, при сдаче корабля у Крампа, "Варяг" развивал скорость выше 24 узлов, - что для того времени было весьма прилично, на уровне лучших аналогов в развитых странах. Того же класса и поколения крейсера собственной российской постройки, тип "Диана", были гораздо медленнее, до 19 узлов, уступая даже некоторым броненосцам, тогда же созданным в развитых странах.
Однако неподобающее обслуживание быстро испортило чувствительные к этому котлы Никлосса.
Обычно тут всю вину валят на Крампа. Даже утверждают, будто американцы специально подсунули России негодный крейсер ради ее проигрыша в войне.
ЧУШЬ. На той же верфи, в те же годы, для той же России тот же Крамп строил с такими же котлами ЭБР "Ретвизан", который наравне со сделанным во Франции "Цесаревичем" оказался лучшим царским броненосцем в период РЯВ, и вполне выдерживал свою проектную скорость. И который был гораздо важнее для результатов войны, чем крейсер, а потому более выгодным объектом диверсии, - если бы она вправду замышлялась.
Да и ради чего Крампу рисковать своей репутацией?
В мире котлы Никлосса ставились на десятки кораблей. Многие из них прослужили до 10 лет. Даже на турецком флоте, где грамотность и дисциплина в целом были еще ниже царского, "Мессудие" с такими котлами прослужил непрерывно с 1903 по 1913г., и вышел из строя по боевым повреждениям, а не по причинам, связанным с котлами и машинами. Также 10 лет прослужили такие котлы на российской канлодке "Храбрый", благодаря нормальному качеству работы механиков.

Вообще, с этим котлами количество проблем строго соответствовало количеству разгильдяйства, безграмотности и безответственности при их обслуживании.
Вот рекламный листок со списком кораблей, на которых котлы Никлосса были установлены: http://4.bp.blogspot.com/-OJO4DB2Yooc/VZyvSZx1mEI/AAAAAAAACgc/nR1YKuZeSww/s1600/niclausse1.jpg
К началу 1898 г. они были установлены (или устанавливались) на 14 французских кораблях, на двух испанских крейсерах, трех немецких броненосцах и крейсере, английском минном крейсере «Сигул». Все они служили хорошо.
К началу XX века котлы Никлосса появились также на кораблях США, Италии и Японии, а патент на их производство имели (не считая завода Никлосса) еще десять заводов, из них пять в США, по два в Англии и Италии, и один в Германии.
ТАКИХ проблем с котлами Никлосса, как у "Варяга", больше нигде в мире не было.
Рапорта писать и валить всю вину на Крампа, конечно, гораздо проще, чем заниматься обучением и боевой подготовкой экипажа, и поддерживать на корабле дисциплину постоянно во всём, а не только во внешней показухе на смотрах-парадах.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
Tags: РКМП, РЯВ, Флот, дебилы, идиоты, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments