alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

Восточно-Прусская операция без ретуши и грима. 6. Разгром.

(ссылки на предыдущее развитие темы)
Довольно давно (2017) я уже начинал серию постов про Восточно-Прусскую операцию, которая стала не просто очередным поражением царской армии, каких много было в РЯВ и ПМВ, - а поражением разгромным, фееричным, катастрофичным: особенно если учесть, что начиналась она в идеальных для победы условиях, при подавляющем превосходстве сил двух царских ударных армий, с элитным составом, против одной резервной германской, оставленной в прикрытие границы на всякий случай. Это поражение с тех пор и поныне пытаются всемерно обелить, скрывая такое позорище.
Восточно-Прусская операция без ретуши и грима
1. Пролог. https://alan-a-skaz.livejournal.com/38024.html и
2.1. Подсчет сил. https://alan-a-skaz.livejournal.com/38341.html
2.2. Победы. https://alan-a-skaz.livejournal.com/42005.html
345. Союзники и союзные долги https://alan-a-skaz.livejournal.com/42307.html
Недавно снова поднял близкую тему в серии постов про "ВеликиеРусскиеПобеды(ТМ)" в ПМВ:
https://alan-a-skaz.livejournal.com/147440.html СписокЪ ВеликихЪ РусскихЪ ПобедЪ в ПМВ. 1,2,3.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/147530.html СписокЪ ВеликихЪ РусскихЪ ПобедЪ в ПМВ. 4. Варшава-Ивангород
https://alan-a-skaz.livejournal.com/147898.html СписокЪ ВеликихЪ РусскихЪ ПобедЪ в ПМВ. 5. Лодзь
https://alan-a-skaz.livejournal.com/148058.html СписокЪ ВеликихЪ РусскихЪ ПобедЪ в ПМВ. 6. Краков
Также нельзя не отметить пост https://paul-atrydes.livejournal.com/119458.html, в котором, как обычно для этого автора, обсуждаются разные цифры из разных источников. Хотя основной упор сделан на цифры С.Г.Нелиповича, и заслуженно: вряд ли кто может сравниться по обстоятельности и пунктуальности с этим автором, перелопатившим огромные объемы архивов.
Ну и, собственно, статьи и книги самого С.Г.Нелиповича безусловно рекомендуются вниманию тех, кто сам еще не успел с ними ознакомиться.
Надо отметить, что Сергей Геннадиевич начинал свои работы в истории, находясь под явным влиянием патридиотЪических взглядов, - навязываемых у нас всем, начиная со школы, в отношении оценок событий РЯВ и ПМВ. Это видно в заголовках и фразах вроде "Русская армия держала противника мертвой хваткой" и т.п.
Но, как и многие, включая меня, по мере ознакомления с реальными историческими фактами С.Г.Нелипович разочаровался в перепевах царской пропаганды, отставших от жизни на столетие или более, - и решил, вслед за древним мудрецом, что истина дороже.

Оставим за рамками поста подробное описание позорного разгрома царских элитных ударных армий германскими более чем наполовину резервистами и ополченцами. Этих описаний, даже нередко относительно честных, хватает везде. Даже царский генерал Н.Н.Головин и царский историк А.А. Керсновский, оба впоследствии белоэмигранты, в своих описаниях не очень отклонялись от позорной и неприятной истины.
Оставим также предположения о причинах этого, - которые в наших источниках часто похожи скорее на неуклюжие оправдания двоечника, как обычно, не справившегося с домашним заданием ("а еще у меня собака опять тетрадку съела...").

Перейдем сразу к итоговым цифрам, которые, в отличие от более-менее единообразных развернутых описаний, предлагаются очень разные, - и, как правило, обоснованные в основном желанием автора выдать за "правильные" цифры те, которые автору больше нравятся. Или вовсе излагается какая-то альтернативная история авторской фантазии.

Текущая хрустобулочная версия русской википедии, например, сообщает, что ВПО "завершилась тактическим поражением Русской армии, но стратегически была победой России, сорвавшей общий план Германии на войну", а цифры потерь предлагаются 80 тыс. русских потерь (без разбивки по категориям, что уже есть признак безграмотности или фальсификации) против 54 тыс. немецких (тоже без указания категорий потерь). Что выглядит даже пристойно для наступательной операции... но непристойно далеко от реальной картины событий.

Ссылаясь на достаточно подробную и честную книгу Н.Н.Головина, наглый редактор википедийной статьи откровенно передергивает ее содержание: в книге общие потери одной только армии Ренненкампфа оцениваются до 100 тыс.(http://www.grwar.ru/library/GolovinEP/GP_11.html), в другой главе упоминаются потери только армии Самсонова, и только пленными, в 92 тыс.,(http://www.grwar.ru/library/GolovinEP/GP_09.html), и уже отсюда очевидно, что суммарные потери заведомо более 200 тыс., - а итоговая цифра, со ссылкой на эту же книгу, называется 80 тыс.!

Известно также, что из всей армии Самсонова в исходно 250 тыс. вернулись на стартовые позиции организованно около 20 тыс., сходное количество - вернулись разрозненными, малоорганизованными и деморализованными группами; из 150 тыс. исходной численности армии Ренненкампфа вернулись на исходные позиции до 107 тыс. или того менее. И при этом, среди вернувшихся было значительным число раненых и контуженых.
Отсюда цифра в ~250 тыс. общих потерь, называемая в якобы пристрастной советской историографии (цитируя Википедию снова, "Освещение операции в германской и советской историографии отличалось крайней предвзятостью (потери русской армии многократно завышались)"), выглядит не более чем реалистичной.

Если же речь идет о потерях РИА только убитыми, цифра 80 тыс. выглядит уже гораздо более близкой к реальности, - но тогда и немецкие потери надо указывать по той же категории, а это число многократно менее указанного в Википедии; и более того: даже вместе с санитарными потерями, т.е. ранеными и контужеными, которых многократно более, чем убитых, ВСЕ боевые потери германской армии в этой операции оказываются значительно менее называемых Википедией 54 тыс.!

Вот для чего и нужны расплывчатые описания потерь без уточнения их смысла, без их разнесения по категориям: для спекуляций и подтасовок. Хрустобулочные авторы в брехливых публикациях по РЯВ и ПМВ, как правило, для противника указывают ОБЩИЕ потери, к тому же и их всемерно раздувая; а для царской армии - только число убитых, причем только официально учтенных (т.е. порядка половины от реального числа, иногда даже менее). Цифры по этим категориям различаются в разы, что и позволяет скрывать за ними позорную неуспешность царской армии в обеих войнах 20 века.

А вот достоверные и тщательно проверенные цифры С.Г.Нелиповича, полученные напрямую из архивных данных, обработанных с бухгалтерской точностью и тщательностью. В первоисточнике приводятся сначала данные раздельно по царским армиям: 1-я, 2-я и 10-я. Желающие могут там же с ними ознакомиться, здесь достаточно итоговых цифр в сумме.
"Сторона; Убито, умерло от ран; Ранено/ контужено; Пропало без вести (пленные в т.ч.); Всего, с разделением по категориям л/с; Вместе по обеим категориям л/с.
Армии СЗФ (рус.) 22 652 (501) 46 657 (1 547) 158 150 (2 244) 232 887 (4 394) 237 281
8 А (нем.) 6 647 (409) 25 889 (833) 8 791 (61) 41 327 (1 303) 42 630
* — Не найдены сведения о потерях нижних чинов 16-го пехотного Ладожского, 21-го пехотного Мурманского, 22-го пехотного Нижегородского, 23-го пехотного Низовского, 30-го пехотного Полтавского полков, 1, 4, 6, 8-й артиллерийских бригад, 13, 15, 29-го мортирных дивизионов, 21-го Донского и 2-го Оренбургского казачьих полков. Неполно количество пропавших без вести офицеров по частям 13-го и 15-го армейских корпусов. Число убитых и раненых соответствует количеству вынесенных с поля боя тел. В графе "Пропавшие без вести" — количество по спискам и справкам вышедших из окружения войск."

Пленные тоже при таком способе учета оказываются включенными в раздел ПБВ ("пропавшие без вести")
Число без скобок — потери солдат/нижних чинов, число в скобках — потери офицеров.
В графе "Вместе" — подсчитан общий итог потерь без разделения по категориям личного состава, учитывая общий урон окруженных корпусов и дивизий.

Итак, при некоторой заведомой неполности списка русских потерь в ВПО, и совершенно не учитывая небоевые потери сторон, у С.Г.Нелиповича в процитированном фрагменте не приведенные, убрав разделение на солдат и офицеров, видим:
Убитых и умерших от ран, официально учтенных: Рус. 23153, Герм. 7056 (3,281 : 1)
Пленных и ПБВ: Рус. 159697, Герм. 8852 (большинство германских потерь по этой категории - пленные в Гумбинненском сражении, большинство остальных - тоже документированные пленные) (18,04 : 1)
Сумма боевых потерь: Рус. 237 281, Герм. 42 630 (5,57 : 1)
Сумма безвозвратных (б/в) боевых потерь: Рус. 182850, Герм. 15908 (11,49 : 1)
Небоевые потери тут не указаны. Но известно, что за время операций такого масштаба они обычно составляют от 2-3% исходной численности. Например, в более-менее одновременно происходившей Галицийской операции на ~1 млн бойцов РИА приходится ~23 тыс. небоевых потерь (случаев госпитализации и эвакуации).
Т.е. в ВПО, при исходной численности ~0,4 млн, можно ожидать от 8-12 тыс. небоевых потерь. По некоторым оценкам, до 40 тыс.
Таким образом, называемое в советских источниках число ~250 тыс. общих потерь РИ в ВПО, даже без учета небоевых потерь, оказывается очень близким к скрупулезно подсчитанным цифрам Нелиповича; а с учетом оценочно ожидаемых небоевых потерь - весьма точным или даже заниженным.
А вот хрустобулочные цифры, которые сейчас навязывает читателям русская Википедия и прочие того же толка интернет-помойки, - что предсказуемо, - оказываются в разы больше реальных для немецких потерь, и в разы меньше - для русских.

Теперь стоит учесть, что среди т.н. "ПБВ", традиционно для царской статистики, прячется огромное количество неучтенных убитых; а среди пленных - большое число неучтенных раненых и контуженых.
Цифры, которые и так выглядят, мягко скажем, весьма нелестно для царской армии, с учетом этих фактов превращаются в катастрофичные.
Если число русских пленных в ВПО составляет до 100 тыс.(97 тыс. пленных осталось в Восточной Пруссии после завершения операции), то неучтенных убитых (и, возможно, дезертиров, в сумме) насчитывается немного более 60 тыс., это почти втрое больше официальной цифры убитых и умерших от ран. Таким образом, полностью подтверждаются тогда же сделанные оценки А.Керсновского про соотношение числа убитых около 12:1. ((23+63)/7,06 = 12,2).
А соотношение по суммам б/в боевых потерь и так близко к этой оценке, безо всяких предположений и сомнений - которые всего лишь сдвигают рамки подкатегорий внутри этой категории.
Tags: ВеликиеРусскиеПобедыЪ, ПМВ, РКМП, без-ретуши, военная история, ликбез
Subscribe

  • техническое 24.10.2018

    бан, и амнистия по предыдущему бану. Пользователь vladislav_01 забанен за неумеренную и неосмысленную матерщину. Через пару недель, или как там…

  • Технический пост

    Завел аккаунт на блокчейне "Голос" (Golos), https://golos.io/@victorskaz Часть материалов уже размещена и там и тут. Пост нужен для подтверждения…

  • Френды

    Для меняу всегда приятным удивлением оказывается чье-то желание включить мой ЖЖ в свой список френдов. Как и то, что таких желающих оказывается не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments

  • техническое 24.10.2018

    бан, и амнистия по предыдущему бану. Пользователь vladislav_01 забанен за неумеренную и неосмысленную матерщину. Через пару недель, или как там…

  • Технический пост

    Завел аккаунт на блокчейне "Голос" (Golos), https://golos.io/@victorskaz Часть материалов уже размещена и там и тут. Пост нужен для подтверждения…

  • Френды

    Для меняу всегда приятным удивлением оказывается чье-то желание включить мой ЖЖ в свой список френдов. Как и то, что таких желающих оказывается не…