alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Category:

гаубичная арифметика ПМВ (из комментариев)

"Глуповат был Ваня бедный"(С) почти классика. ;-))
Взялся он считать 6" гаубицы:
"Плюс 416 гаубиц так вот чтобы завершить мобилизацию нужно было 460 гаубиц."
Ничего так, что у РИ было в разы меньше, - но у немцев-то не хватало до штатного состава, а у русских-то почти хватало!!! Пэрэмога!!! :-))))))).
У немцев в начале войны было 94 условных дивизии, это 47 условных корпусов, реальных полных корпусов было около 40 или чуть более.
Но пусть будет по максимуму. Все равно на корпусные арт. батареи получается довоенных 6" гаубиц обр. 1902г. 416/47=8,85. "всего лишь" 9 (из 16 штатных) на корпус (не считаем пока 150-мм гаубицы обр. 1913г., производство которых к началу ПМВ уже более полгода как шло, и шло гораздо успешнее, чем аналогичное производство в РИ).
А сколько таких гаубиц было в русских корпусах? НОЛЬ.
Были в царском корпусе только гораздо более слабые 122-мм гаубицы, по 12 на корпус, 2 батареи по 6 орудий..
Это против 16 корпусных 150-мм гаубиц на корпус, наличие которых немцы быстро обеспечили, и 36 на корпус дивизионных 105-мм гаубиц..
О них еще скажем ниже.

В РИА перед ПМВ существовали тяжелые полевые трехбатарейные (по 4 тяжелых орудия на батарею) дивизионы в составе 2 батарей 152-мм гаубиц и батареи 107-мм пушек, но вне штатов корпуса, и прямой связи с корпусами не имели.
Их число было невелико, и в ходе войны изменилось мало: на ВСЮ РИА до 76 тяжелых пушек и до 164 тяжелых гаубиц, многократно меньше, чем аналогов в германской армии, и даже меньше, чем у французов, где было "всего" 5 тяжелых артполков перед войной, а в ходе войны стало многократно больше..
В 1-й армии Ренненкампфа тяжелой артиллерии (корпусные 122-мм гаубицы не в счет) не было СОВСЕМ.
Хотя именно ее собирались в первую очередь бросить на укрепления Кенигсберга.
В армии Самсонова была 2-я тяжелая артбригада. В ее составе: 3 тяжелых арт. дивизиона, всего 36 орудий, в т.ч. 12 пушек 107мм и 24 гаубицы 152мм. При Танненберге практически все царские арт. орудия были брошены в распоряжение немцев.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/38341.html
Во время Галицийской операции, проведенной силами Юго-Западного фронта, в составе царских армий отдельные артиллерийские части не значатся вообще. Т.е. там была не более чем "корпусная" царская артиллерия. И в таком виде царских солдат, практически без арт. поддержки, "с голой пяткой против шашки" бросили на штурм крепости Перемышля. Результат понятен.
В это время 164 осадных 6" гаубицы обр. 1909г. без дела стояли в крепостях, и заметная их часть была без боя сдана немцам вместе с теми крепостями. К 20 июля 1914 года в войсках состояло 164 полевые 152-мм гаубицы обр. 1910г., и 9 в запасе.

Как любит нам напоминать Ваня, за первые полтора года ПМВ в РИ сделали аж целых 252 гаубицы 6", в основном - в порядке доделывания довоенных заказов, и сравнимое их количество сделали до войны. Заказы военного времени до 1917 года выполнить в основном не успели. За 3 года. Блеск. ;-)
Т.е., к концу (!) войны суммарные (!) поступления в царскую армию 6" гаубиц наконец-то, казалось бы, сравнялись с довоенным (!!!) наличием таких гаубиц у Германии. Уря. ;-)))
Но царские неумехи еще и теряли орудий гораздо больше, хоть и сначала не имели в них избытка.
На 1917 г. в царской армии числились 242 полевые 6" гаубицы, и еще около 100 гаубиц Виккерса успели поступить (потерять английские гаубицы царские артиллеристы не успели, потому что не успели их толком освоить и массово применять). Все равно меньше немецкого довоенного наличия.
Для сравнения. За время ПМВ немцы еще сделали 3,6 тыс. весьма удачных 150-мм гаубиц обр. 1913 года. 3600/252=14,3 - более чем на порядок разница!.

Далее.
У немцев в составе дивизионной (!) артиллерии было по дивизиону 105мм гаубиц на дивизию, такой дивизион тогда - это 3 батареи по 6 орудий, 18 на дивизию, 36 на корпус.
На начало войны это гаубица обр. 1898/09 г., выпуск еще до ПМВ 1260 орудий (сравните с чахлыми выпусками царской гаубичной артиллерии).
Позже заменена на гораздо более совершенную гаубицу обр. 1916г., которая по дальнобойности значительно превзошла царскую "русскую" 122-мм гаубицу Шнейдера: 9,23 км против 7,68 км.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/43352.html
https://alan-a-skaz.livejournal.com/50561.html
Против 12 царских 122-мм гаубиц, при полуторной разнице в весе снаряда. - только по 105-мм гаубицам у немцев ВТРОЕ превосходство по числу легких гаубиц на корпус.
И - многократно лучшая обеспеченность немцев снарядами.

Далее. Мальчик Ваня любит талдычить, будто царский 122-мм снаряд содержал 4 кг тротила, а немецкий 105-мм - только 900 грамов.
И поэтому РОС-СИ-Я-ЧЕМ-ПИ-ОН!!!!
Мальчик Ваня снова ВРЁТ.
До 3,67г кг тротила содержание ВВ в 122-мм ОФ снаряде возросло уже в советское время. Стальную (!) осколочно-фугасную гранату 53-ОФ-462 разработали в Артиллерийском научно-исследовательском институте (АНИИ) в середине 1930-х гг., и то даже тогда в осколочной версии О-462А было 3 кг ВВ. Насчет 4 кг - это уже у мальчика совсем свои личные фантазии. Или, может, уже про послевоенные снаряды где-то прочитал.
В царское время использовали дешевые в изготовлении (и потому выгодные поставщикам) чугунные (!) фугасные и ОФ гранаты вроде 53-Ф-460 с гораздо меньшим содержанием ВВ, до 1,7..2,1кг, 8-10% веса снаряда, и это тогда считалось даже очень хорошо.
Германские 105-мм снаряды были РАЗНЫМИ, и может быть, там были и варианты с зарядом ВВ в 0,9 кг - не встречал, но верю.
Однако самые массовые у немцев фугасные и осколочные гранты имели заряд ВВ в 1,38..1,48 кг, это те же 8-10% веса снаряда.
В монографии (мальчик Ваня обожает монографии!) И.М. Кириллова-Губецкого, издание 1937г., указано, что снаряды легких гаубиц во время ПМВ имели в среднем отношение веса ВВ к весу всего снаряда около 1:12, а к 1936 г. оно изменилось до 1:6,5, и это связано с заменой хрупкого чугуна, требующего более толстых стенок снаряда, на прочную и упругую сталь, допускающую более тонкие стенки снаряда.
Смотрим, 15,6/12=1,3 кг 23,3/12=1,9 кг
14/6,5=2,15 кг 21,8/6,5=3,38 кг
Да, все сходится с приемлемой точностью.

Но и это еще не всё.
Мальчик Ваня посчитал, молодец:
"корпуса сформированные в 1915 имели вооружение 72 77мм пушки, а русские корпуса имели образца 1915 имели 48 трёхдюймовок и эти 48 трёхдюймовок во всём превосходили 72 немецкие пушки вот и всё"
Ну да, ну да. У хрустобулочников полагается "знать", будто царская трехдюймовка была лучшей в мире (ТМЪ) с большим отрывом. Как и всё прочее, что родом из РКМПЪ.
Вот только реальная история этот миф не подтверждает.
Дивизионные пушки калибра примерно 3" имели в основных воюющих странах довольно близкие параметры. Французская, правда, имела значительно лучше скорострельность, царская - хорошую начальную скорость и настильность, но в целом по боевым качествам ничуть не выделялась по сравнению с немецкой пушкой начала ПМВ Feldkanone 96 n.A..
Более того: немецкая пушка имела меньше вес (и лучшую подвижность), и более тяжелый снаряд, 6,85..7,2 кг против французских и русских 6,5 кг.
А более поздняя германская пушка обр. 1916г., догнав русскую по боевому весу, превзошла ее по дульной энергии (1,30 МДж против 1,12 МДж) и начальной скорости снаряда (600 против 588 м/с, несмотря на больший вес - 7,2 против 6,5 кг), имела значительное превосходство по углу верт. наводки (38 против 16 градусов) и прицельной дальности (10,7 км против 6,4 км).
А теперь - самое главное.
Некопмлектные корпуса, наспех сформированные, были в небольшом количестве, основной состав армий все равно имел достаточно близкий к штатному состав по артиллерии.
А он был таков: германский корпус 28 батарей (в том числе 24 дивизионных по 6 орудий, из них 18 пушечных 77мм и 6 гаубичных 105мм, 4 корпусных батареи по 4 гаубицы 150мм обр.1913г.), всего орудий 160; в т.ч. 108 дивизионных пушек 77-мм, 36 дивизионных гаубиц 105-мм, 16 корпусных гаубиц 150мм, вес залпа почти ровно 2 тонны (1989,6кг).
Царский корпус 14 батарей (12 батарей пушечных 76-мм по 8 орудий в составе дивизионной артиллерии, 2 гаубичных батареи 122-мм по 6 орудий в составе корпусной), всего орудий 108, из них 96 дивизионных пушек 76-мм, 12 "корпусных" легких гаубиц 122мм, вес залпа 903,6 кг, - т.е. вдвое с лишним меньше, чем у противника!
И даже если смотреть только по пушкам, даже если взять самые легкие немецкие снаряды, (6,85*108) / (6,5*96) = 739,8 / 624 = 1,19.
Так в чем там превосходство царской артиллерии? ;-)))
Tags: ПМВ, РКМП, артиллерия, военная история, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 152 comments