alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Еще раз про свое и не свое кораблестроение перед РЯВ в России и Японии

* вынесено из глубины комментариев к https://alan-a-skaz.livejournal.com/174358.html?thread=5216022#t5216022
"Большая часть новых японских кораблей была построена на верфях последней" (Англии, имелось в виду).
Да, кэп. И таки шо?
Царской России тоже никто не запрещал заказывать корабли в развитых странах.
Так и делалось для всех ЛУЧШИХ "РусскихЪ" боевых кораблей в каждом их классе, - ибо собственное военное кораблестроение в РИ перед РЯВ отставало от всех более-менее развитых стран, включая Италию, и оказывалось не лучше японского, а дальше и от него отстало.
Лучшие царские "русскиеЪ" эскадренные броненосцы в РЯВ - это француз "Цесаревич" и американец "Ретвизан", а также теоретически сравнимы с ними были скопированные в России с "цесаревича" и бездарно, безответно загубленные в Цусиме "бородинцы".
Последними почти-своими ЭБр в РИ перед РЯВ был тип "Полтава", к РЯВ уже сильно устаревший. И даже у тех были импортные компоненты - американская броня, английские судовые машины, французская артиллерия среднего и малого калибра. А также, естественно, английские СУО и дальномеры.
Еще у РИ были недоброненосцы "Пересвет" - попытка получить аналог английских броненосцев 2 класса, т.е. за счет небольшого облегчения брони и вооружения получить значительный выигрыш в скорости. Получилось скорее наоборот: ослабление вооружения и бронирования оказалось более чувствительным, чем выигрыш в скорости, и полноценным броненосцам из развитых стран "пересветы" проигрывали по всем статьям. А еще у них оказались очень неэкономичными (даже на холостом ходу) судовые машины.
По своему исходному назначению (рейдеры-истребители торговли) "Пересветы" оказались негодны и не востребованы, для линейного сражения в числе обычных ЭБр негодны тем более. "Ослябя" был очень быстро потоплен, став первой жертвой в Цусиме, "Пересвет" во время боя в Желтом море получил серьезные повреждения, "Победа" участие в бою имел очень небольшое, но тоже не обошелся без повреждений.
Броненосные крейсера? Собственная российская серия "рюриков" оказалась полнейшим гуаном, что показал практически безответный разгром ВОК в Корейском проливе.
До этого сделанные русские как-бы-броненосные как-бы-крейсера вроде "Дм.Донского" были еще хуже даже для своего времени: медленные, что особенно печально для этого класса, они и по всем прочим статьям отставали от своих возможных противников-контррейдеров. Их безответная (или практически безответная, в лучшем случае) гибель в Цусиме была вполне закономерной.
Лучшим в РЯВ царским БрКр был "Баян", сделанный во Франции по тамошним наработкам конца 19 века. Далее он же так и клонировался в РИ до самого ее конца (как вы серию назовете...), а еще относительно неплох был сделанный полностью в Англии "Рюрик-2" - но и он уступал тогда же сделанным собственным японским "Цукубам".
Бронепалубные крейсера 1 ранга: лучшими были немцы "Аскольд" и "Богатырь", и американец "Варяг" (до того, как он был загублен неадекватным и неквалифицированным обслуживанием). РусскиеЪ "Дианы" оказались совершенным отстоем, по скорости, вооружению и бронированию значительно отставая от сделанных в развитых странах аналогов такого же или даже меньшего водоизмещения, и будучи медленнее даже некоторых броненосцев, сделанных в это же время в развитых странах. Поэтому в РИ до самого ее конца продолжали делать ухудшенные (по мощности судовых машин и скорости) копии "Богатыря".
Бронепалубные крейсера 2 ранга: лучший - немец "Новик", остальные - его датский клон "Боярин" и русские клоны "Изумруд" и "Жемчуг", отстающие от оригинала и по скорости, и по срокам ввода в строй на неск. лет, за время которых мировой уровень успел подняться.
Еще в примерно том же классе был французский по месту разработки и производства крейсер "Светлана" - заурядный сам по себе, но все равно лучше собственных потуг царского кораблестроения. Своего у РИ в этом классе не было вовсе на время РЯВ, и потом не появилось.
Позже переквалифицированные в эсминцы, т.н. "миноносцы-истребители": самая массовая в РИ серия "Сокол" была сделана по английским чертежам из Ярроу, серии "Буйный" и "Грозный" - мелкие доработки этих исходно англичан, "Форель" - полностью французская конструкция и производство, "Кит"("Касатка") - чистейшие немцы из Шихау.
Своего - считай что ничего. Если что было разработано и сделано в самой РИ, - то оказалось, что не стоило оно того. У японцев хотя бы своя серия крейсеров "Ниитака" оказалась на уровне, что показал бой "Новика" и "Цусимы" у Корсаковского поста. И уже во время РЯВ были заложены выше помянутые "Цукубы", своего аналога которым РИ не осилила вовсе.
ЗЫ. Оценил пассаж очередного хрустобулочного автора википедийного бреда: "Если подвести итоги интенсивной кораблестроительной деятельности Страны восходящего солнца после Русско-японской войны, её результаты можно оценить как плачевные: к 1911 году в строй вошли четыре броненосца и четыре броненосца-крейсера, все «с иголочки», и все — практически полностью морально устаревшие."
Внимание, вопрос. А как можно для сравнения оценить тогдашнюю аналогичную деятельность в России? ;-))))
Tags: ВМФ, РКМП, РЯВ, без-ретуши, ликбез, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments