alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Еще про копирование.

*тоже вынесено из глубины комментариев. Т.к. показалось достаточно значимым и полезным на будущее.
"Это же копирование мы СССР в вину не ставим".
Не совсем так.
1. Копирование чужого есть неизбежный переходный (!) этап при развитии промышленности из весьма отсталого состояния. Это все-таки признак отсталости.
СССР начинал с отсталого состояния, кто б спорил, а где ему было взять другое?

2. Разница, и принципиальная, между РИ и СССР в том, что РИ на этом этапе прочно сидела столетиями, и слезать с него не особо пыталась, а когда и пыталась - не особо преуспевала.
СССР проскочил этот этап в целом за пару пятилеток. В чем-то дольше, в чем-то и быстрее. Но в конце 30-х гг. в советской продукции лицензионные копии уже начали массово сменяться оригинальными конструкциями, имевшими качество на мировом уровне, некоторые и выше него оказывались.

3. Во многих случаях даже копирование в РИ не получалось: пулеметы Мадсена, трактора Холта, мощные авиамоторы, и т.д., даже на их копирование не хватало уровня технического развития.
Обычным случаем было значительное ухудшение качества русского клона по сравнению с оригиналами. Царские копии французских самолетов обычно имели вес на ~10% больше и скорость на ~10% меньше, чем оригинал. Царские копии зарубежных авиамоторов имели меньше моторесурс и надежность, и не всегда вытягивали штатную мощность. Царские копии зарубежных крейсеров сильно теряли в скорости от оригиналов, и так во всём.

4. Уже на этапе копирования появилась разница еще и в том, что в СССР начался сразу переход от копирования к следующей стадии, совершенствованию.
АМО-Ф-15 был во многих отношениях совершеннее, чем Фиат-15тер, газовские легковушки и грузовики по проходимости, грузоподъемности и надежности в наших нелегких условиях сразу превзошли фордовские исходники, ЗИС-5 по всем статьям превзошел исходный "Автокар" и близкие к нему АМО-2 и АМО-3.
МС-1(Т-18) сразу имел подвеску гораздо более прогрессивную, чем ФТ-17 и Фиат-3000.
Т-26 образца 1933 г. был уже гораздо боеспособнее своего прототипа Виккерса-6т.
БТ с самого начала были гораздо боеспособнее, удобнее в эксплуатации, обслуживании и ремонте, чем танк Кристи (тот был скорее инженерной игрушкой, чем боевой машиной).
Скопированные с иностранных советские авиамоторы за относительно небольшое время превзошли по мощности свои прототипы, и т.п.
(добавлено к исх. комментарию).
5. В некоторых случаях приписывают советским конструкторам копирование зарубежных изделий там, где его не было, - а было сходство исходных принципов, максимум - подражание. Т-35 был гораздо тяжелее и мощнее "Индепендента", который называют его прототипом, примерно так же с Т-28 и "Виккерсом 16 тонн". Разница раза в полтора по весу, мощности бронирования и вооружения, и принципиальные отличия как минимум в конструкции ходовой части, достаточно заметны.

6. Оригинальность сама по себе в технике, в отличие от искусства (да и там с оговорками), не имеет ценности, не приносит пользы.
Ценно и полезно в ней МОЖЕТ быть: 6.1. защита от ограничений патентного законодательства. ;-)
6.2. Выход из зависимости от опыта других стран и чужих конструкторских школ. Расширение рамок мышления. Поиск новых возможностей.
6.3. Улучшение каких-то характеристик изделия.
6.4. Оригинальность ради оригинальности не то чтобы плоха, сама по себе опять же, - но погоня за оригинальностью часто заставляет делать ерунду. Которой раньше не было именно потому, что раньше всем остальным хватало ума не делать такую ерунду. А не "не хватало ума ее делать".

Примеров неполезной и/или вынужденной оригинальности много, пока напомню один: при копировании немецкого мотора "Бенц" на 150 л.с., оригинал которого был в ходу еще до начала ПМВ, в РИ не удалось воспроизвести исходную технологию изготовления коленвала. В оригинале была проковка, которая повышала поверхностную прочность металла, повышала надежность и моторесурс двигателя. В копиях появлялось от проковки множество микротрещин и просто трещин, дающих ровно обратный эффект.
В России вместо неосвоенной исходной технологии ковки начали применять металлорежущие станки. Резко вырос расход металла и расход рабочего времени. Снизилась по ср. с исходной конструкцией надежность и моторесурс. Зато это позволяло особо талантливым патридиотЪамЪ считать РБВЗ-6 "оригинальной РусскойЪ конструкцией". ;-))
В целом можно применить старую, но удачную формулировку: в промышленной продукции Российской империи, ко времени ее крушения, было немало нового и хорошего. Но почти всегда хорошее не было новым, а новое не было хорошим.
В СССР хорошего и при этом нового было гораздо больше.
Tags: РКМП, без-ретуши, история техники, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • техническое 24.10.2018

    бан, и амнистия по предыдущему бану. Пользователь vladislav_01 забанен за неумеренную и неосмысленную матерщину. Через пару недель, или как там…

  • Технический пост

    Завел аккаунт на блокчейне "Голос" (Golos), https://golos.io/@victorskaz Часть материалов уже размещена и там и тут. Пост нужен для подтверждения…

  • Френды

    Для меняу всегда приятным удивлением оказывается чье-то желание включить мой ЖЖ в свой список френдов. Как и то, что таких желающих оказывается не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • техническое 24.10.2018

    бан, и амнистия по предыдущему бану. Пользователь vladislav_01 забанен за неумеренную и неосмысленную матерщину. Через пару недель, или как там…

  • Технический пост

    Завел аккаунт на блокчейне "Голос" (Golos), https://golos.io/@victorskaz Часть материалов уже размещена и там и тут. Пост нужен для подтверждения…

  • Френды

    Для меняу всегда приятным удивлением оказывается чье-то желание включить мой ЖЖ в свой список френдов. Как и то, что таких желающих оказывается не…