alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Берестяные грамоты, дубовые головы и прочие феномены.

*Как бывает, и без того обильные комментарии к https://alan-a-skaz.livejournal.com/190490.html начали бурно пополняться развесистыми ветками обсуждений на абсолютно посторонние темы, в т.ч. про якобы феномен новгородских берестяных грамот.
Все "доказательства" в общем сводятся к одной псевдологике: автор никак не может себе представить некоторые вещи, - и не себя полагает ограниченным по уму и воображению (как оно есть, судя по всему), а поражающие его "феноменальные" факты объявляет несуществующими.
1. ну не может быть в Новгороде 12 века такой массовой грамотности, как в Италии времен Возрождения, хотя бы.
2. ну не может быть, чтобы при малом числе грамотных людей существовала обильная переписка.
3. ну не может быть, чтобы обычная береста за неск. веков не сгнила и не сгорела.
4. Ну не может быть, чтобы якобы массовая практика была практически полностью утеряна и забыта.
5. Все, что нам сейчас выдают за берестяные грамоты - не более чем подделки, сделанные начиная с 19 века, когда они были якобы открыты, и до наших дней.
6. ну не может быть, чтобы психически здоровые взрослые люди обременяли себя перепиской по таким пустякам.
7. Разве не проще самому дойти на соседнюю улицу, чем писать туда письмо?
8. ну не может быть, чтобы люди доверяли открыто пересылаемым письмам, тем более чужим людям писцам, свои конфиденциальные сведения.


И это только навскидку вспомненные "феномены", возможно - еще не все. ;-)

Поехали разбираться.
1."не может быть в Новгороде 12 века такой массовой грамотности"
Почему бы и не может? Но не буду настаивать на поголовной (или хотя бы массовой) грамотности домонгольских новгородцев. Это совсем не важно для объяснения "феномена", см. ниже.

2."не может быть, чтобы при малом числе грамотных людей существовала обильная переписка."
2.0. Даже не буду напоминать про искусственность и недоказанность базового авторского предположения (1). ДОПУСТИМ, что хотя бы в этом автор прав. Для разнообразия. ;-)))
2.1. Давайте поглядим на другое время, гораздо более к нам близкое, прекрасно документированное и известное. Россия конца 19 века. Вот уж точно не было там массовой грамотности населения. Была массовая НЕграмотность.
На 1897 г., по данным переписи населения, в Российской империи был 21% населения условно-грамотных, т.е. способных написать/прочитать свое имя-фамилию, - а подавляющее большинство "расписывалось" крестиком. В переводе на русский совсем понятный: 79% населения были СОВСЕМ неграмотны. Абсолютно. Ни аза, ни бельмеса не знали.
Из тех условно-грамотных только около 10% (9% в деревне, где проживало 85% населения, считая Польшу и Финляндию, без них 86%; 11% в городах) продолжали образование после 1 класса ЦПШ, и доучивались до 3 класса, могли хотя бы в принципе получить образование с полного начального и выше.
Т.е. из тех условно-грамотных подавляющее большинство составляли малограмотные. Которые читали-писали с грехом пополам.

2.2. Казалось бы, при этом читать и писать совсем некому?
Да ничего подобного.
Хватало одного грамотного на взвод, чтобы написать письмо на деревню родичам и землякам, и одного грамотного на улицу, чтобы то письмо прочитать. А потом так же обратно.
Грамотных - мизер, а переписка между НЕграмотными (!прошу отметить этот момент!) получалась весьма обильная. И частично дошедшая до нас.

2.3. Как видим - люди, по настоящему грамотные, в РИ составляли жалкие доли населения, до единиц %. Тем не менее, в России 19 века видим богатую литературу, типографское книгопечатание, периодические издания, издательства, весьма развитую эпистолярную культуру, мега-развитую бюрократию с огромным документооборотом, и т.п. - это никого из идиотов не удивляет? ;-)))))

2.4. Хотя в мирное время численность армии составляла порядка 1% населения, и даже в военное время редко более 10%, однако объем документооборота, связанного с армейской (и флотской) деятельностью, огромен, и в значительной мере дошел до нас, - ибо такого рода служебная переписка подпадала под статус архивных документов особой важности. Поэтому имела гораздо больше шансов сохраниться, чем обычная частная и деловая переписка.
Достаточно по пункту (2) феноменальности?

3."не может быть, чтобы обычная береста за неск. веков не сгнила и не сгорела."
Автор просто не в теме. СОВСЕМ. Береста содержит значительные количества смолистых веществ, из нее их добывали сухой перегонкой в виде дёгтя, который обладает весьма мощным консервирующим действием. Те, кто часто ходит по лесам, в сырых местах могли видеть упавшие березовые стволы, в которых древесина уже превратилась в труху, а береста осталась целой.
Что там 12 век - археологи на стойбищах первобытных людей находят берестяные фрагменты возрастом в десятки и сотни тысяч лет. Не для письма тогда использовали бересту, а для разных хозяйственных поделок и разведения/поддержания огня - но для сохранения кусков бересты какая разница?

4."не может быть, чтобы якобы массовая практика была практически полностью утеряна и забыта."
Снова автор показывает вопиющее незнание темы. Уже сейчас практически вымерла практика применения чернил и чернильных ручек для письма, например - не только не применяется, но уже и практически исчезла из памяти людской, сколько времени на это хватило? Одно поколение!
Туда же ушли счёты и счётные палочки, механические пишущие машинки, арифмометры, логарифмические линейки, нафталиновая защита от моли, этилированный бензин...
А когда-то, сильно позже домонгольских времен, практически все люди писали птичьими перьями, которые самостоятельно выбирали и очинивали; готовили чернила из дубовой коры и "орешков" на листьях, и т.п. - где эти массовые практики сейчас, через "всего лишь" ~100..150 лет после их массового применения?

5."Всё, что нам сейчас выдают за берестяные грамоты - не более чем подделки, сделанные начиная с 19 века, когда они были якобы открыты"
Для автора остался секретом радиоуглеродный метод анализа и другие современные методы датировки предметов, найденных археологами. Каждый метод имеет определенные ограничения применимости и рамки погрешности, но отличить образец 19 века от образца 12 века не составляет проблемы. После введения радиоуглеродного метода в археологическую практику, и правда, было установлено некоторое количество подделок, - но достоверная древность подавляющего большинства археологических находок подтвердилась.

6."не может быть, чтобы психически здоровые взрослые люди обременяли себя перепиской по таким пустякам".
6.1. Нездоровых и тем более невзрослых людей вполне немало бывало всегда. До наших дней дошли письма древнеегипетских, древнегреческих https://royallib.com/book/lure_solomon/pismo_grecheskogo_malchika.html и древнеримских школяров, например, - отчего ж не быть таким же перепискам у школяров новгородских, тысячелетия спустя?
6.2. А велик ли труд писать берестяные грамоты, если к этому есть привычка, ножик всегда под руками, и березу найти нет проблем? Мне СМСки сейчас писать тяжелее (пальцы великоваты для виртуальной телефонной клавиатуры), чем в лесном выходе бересты кусок найти, и наковырять на ней несколько слов.
6.0. Ой, почитать то, что пишут в наше время в соцсетях, СМСках, форумах и чатах вроде бы взрослые и вроде бы дееспособные граждане... ;-)
Когда не были широко доступны интернет и сотовая связь, были в ходу пейджеры (кстати снова о (4) забытых массовых практиках, ага - кому надо объяснять, что это БЫЛО такое?) - и были в ходу избранные цитаты из пейджерных переписок, опубликованные операторами в прямое нарушение клиентских секретов. Там бывало ТАКОЕ...
https://2pricolisty.ru/blog/43621521817/TSitatyi-s-peydzherov
На фоне нынешних реальных переписок домонгольские новгородцы выглядят мудрецами и философами! ;-)

7. "Разве не проще самому дойти на соседнюю улицу, чем писать туда письмо?"
7.1. Даже в пределах школьного класса дети до интернета и моб.связи в школе писали записки с парты на парту, а сейчас пишут СМС и сообщения в чате и соцсетях тем, до кого дотянуться можно. Или коллегам/знакомым в соседнем офисе пишут, не желая отрываться от стула.
7.2. Бывает полезно написать и оставить письмо, если человека нет дома, а ждать возвращения не хочется.
7.3. Иногда бывает нежелательно где-то показываться лично, а информацию передать туда надо.
7.4. "Вань, ну ты все равно к Михаилу идешь, закинь ему письмецо по дороге, будь другом!"

8. "не может быть, чтобы люди доверяли открыто пересылаемым письмам, тем более чужим людям писцам, свои конфиденциальные сведения."
8.1. Снова вспоминаем пейджерные сообщения, см. выше (6.0). В списках приколов такое не цитируют, но ведь реально бывало разное. В веселые 90-е через пейджер иногда переписывались преступники о деталях совершаемых преступлений, что иногда удавалось обнаружить и использовать следователям. Не говоря уже про бумажную почту.
8.2. А что ж не вспомнить про нынешнее существование нотариусов? И про т.н. "тайны исповеди", которые иногда не оставались тайнами?

9. Сверх нормы. Я уже видел подобного дебила.
Он тоже "доказывал", и тоже считал свой бред абсолютной истиной, будто египтяне физически не могли построить свои пирамиды. Потому что тоже "не могу представить..."(С)
Псевдологика "доказательства" была такой: он считал затраты времени на один блок, от вырубания его в каменоломне до установки на место, умножал это время на число блоков, получая совершенно несусветные цифры в итоге.
Эту несусветность он выдвигал доказательством своей правоты.
В реальности, она была доказательством его идиотизма.
Он никак не мог представить(С) и поверить, что египтяне идиотами не были, в отличие от него. И не возились все вместе с каждым одним блоком, а вели все процессы параллельно: одни вырубали блоки, причем не по одному; другие их транспортировали, тоже не все на одного, а сразу по сдаче блоков каменоломней; третьи устанавливали.

Фуфф. Что еще из "феноменов" берестяных грамот забыл? Напоминайте.
В общем, "никакой ты, Петька, не феномен..."(С)анекдот. ;-)

UPD. Еще феномены идиотизма:
10."тогда почты не было".
Возможность передавать весточку через знакомых, с попутным поручением, для идиота строго засекречена. Так же засекречены регулярная торговля; купеческие караваны, постоянно двигавшиеся между городами; и прочие поездки людей по своим делам.
11."Негде было остановиться по дороге". Идиот считает, что если в средневековье нет на трассе хотя бы трехзвездочных гостиниц, мотелей и бензозаправок, - то всё, негде остановиться, нет пути между городами! ;-))))
Tags: бытие и сознание, грамотность, дебилы, идиоты, история, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 172 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →