March 12th, 2020

РЯВ: потери, мифы и реальность. Порт-Артур2

продолжение поста https://alan-a-skaz.livejournal.com/112479.html
там же список предш. постов о потерях в РЯВ.
Вопрос о численности защитников ПА уже разбирался мной 4 года назад (https://alan-a-skaz.livejournal.com/24831.html), но тогда я не лез в подробное знакомство с состоянием дел на море, а принял на веру тексты Кривошеева, где русские потери в РЯВ оказались СИЛЬНО занижены; и не рассматривал вопросы дислокации кораблей, формально принадлежавших к 1ТОЭ, перед РЯВ. Поэтому данные нуждаются в некоторых уточнениях.
Численность собственно гарнизона ПА по штату 12,1 тыс.чел., и нередко именно эта цифра выдается за ВСЮ численность защитников ПА, - а численность японцев, напротив, завышается примерно вдвое, за счет фальсификаций с потерями японцев (общие/санитарные выдаются за потери убитыми, которых реально в разы меньше). Это дает основания для многочисленных мифов про якобы успешность боевых действий царской армии и флота при Порт-Артуре. Collapse )
Итого до замыкания осады в ПА находилось вооруженных защитников 42,4+13,4+2,3 = 58,1 тыс.
Русская Википедия, с традиционной для нее брехливостью по вопросам, затрагивающим религиозные чуйства патридиотЪов, называет взятую с потолка цифру 38 тыс. защитников ПА перед началом осады. Более вменяемые иноязычные версии Википедии называют обычно цифру ~50 тыс., это гораздо ближе к истине, но тоже заметное преуменьшение.

За исключением ~300 человек из экипажа "Новика", потопленного у Сахалина, и некоторых единичных личностей, вроде сбежавшего наместника Алексеева, или приезжавшего покрасоваться на войне Вел.Кн.Кирилла Владимировича (своим опытом доказавшего, что ТАКОЕ не тонет), все остальные защитники ПА в расположение главных сил уже не вернулись, т.е. являются ПОТЕРЯМИ.
Часть этих потерь составляет специфическая категория: интернированные экипажи кораблей, добравшихся до нейтральных портов, - это в сумме ~2,66 тыс. (в посте 4-летней давности это число было указано только по кораблям, прорвавшимся после боя в Желтом море, не учитывая другие подобные события - т.е.с недоучетом около 0,86 тыс.)
Интернированные военнослужащие не являются боевыми потерями и демографическими потерями - после войны они все вернулись домой. Однако, во время войны они из состава действующих вооруженных сил были исключены.
Также надо выделить б/в потери в сражениях на море до 1 августа 1904г. (1038 чел.), более поздние потери на море нет смысла выделять в отдельную категорию - поскольку морские сражения после поражения 1ТОЭ в Желтом море стали незначительны по масштабам, а вот участие моряков в сухопутных боевых действиях - наоборот. Поэтому их надо учитывать в числе прочих защитников ПА при оценке сравнительной боеспособности армий в сухопутной войне.
В кольце осады остались, и потом были полностью, так или иначе, потеряны 58,1 - 0,3 - (2,66+1,04) = 54,1 тыс. защитников Порт-Артура.
Перед первым штурмом ПА в армии ген. М.Ноги было 51 тыс. человек. Подавляющий численный перевес японцев? Где?! :-)

Если кому интересно, по всем отдельным боевым кораблям 1ТОЭ сводка под отдельным катом, из которой и были выведены сюда итоговые цифры. Многабукафф.
Collapse )