Previous Entry Share Next Entry
продолжение темы 2.4
alan_a_skaz
Но-вик--чем-пи-он!! серия из 8 постов:
Часть 1 След зарубежной агентуры http://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html
Часть 2 Париж далеко от Бердичева? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30202.html
Часть 2.4 Кто за кем занимал? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30326.html
Часть 3. Что русскому здорово, то немцу... http://alan-a-skaz.livejournal.com/30563.html
Часть 4. цыплят по осени считают http://alan-a-skaz.livejournal.com/30889.html
Часть 5. 1. Практика юбер аллес БФ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31205.html
Часть 5. 6. Практика юбер аллес ЧМ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html
Часть 6. = А вот как надо = http://alan-a-skaz.livejournal.com/31731.html

=2.4. Нефть: кто первый, кто последний, кто за кем занимал?=
Нефтяные котлы и турбины начали гораздо раньше России делать развитые страны, имевшие доступную нефть, - и даже те, для кого нефть была менее доступной: та же Германия, к примеру, уже имела готовые и отработанные решения, когда только-только забрезжил на горизонте русский заказ на машины для "новика".

Хотя нефтяное питание корабельных машин в РИ было достаточно давней идеей, но только в варианте замены угля в классических паровых машинах - или как добавка для их кратковременного форсирования. Производство турбин "передовая" российская промышленность освоила гораздо позже развитых стран, а отсталая технология русских паровых машин и низкое качество их изготовления на корню губили все возможные преимущества прогрессивного топлива.

У англичан повышение интереса к классу эсминцев началось с анализа итогов русско-японской войны, и тогда же началось введение котлов с нефтяным отоплением, хотя в некоторых случаях возможность использования угля тоже оставалась: если эсминцы типа "Трайбл", вступавшие в строй с 1907 по 1909г., уже имели чисто нефтяное питание, скорость 33 узла или выше, и 102-мм артиллерию, на 4-6 лет обогнав самый первый "Новик", то более поздние тип "G", или Beagle, значительно удешевленная альтернатива "Трайблам", введенные в строй в 1909-1910гг, вернулись к чисто угольному питанию, скорости 27 узлов и более слабому вооружению (1 орудие 102мм, 3 орудия 76мм).

При этом торпедное вооружение начиная с "Биглей" переходит на стандарт 533мм, существование 457-мм ТА в британском флоте заканчивается на "Трайблах", равных "новикам" по этому параметру тоже.

Английские скауты типов "Блонд" (заложены с 1908г., в строю с 1910г.) и "Эктив" имели смешанное угольно-нефтяное питание.
Начиная с 1910г. у английских легких кораблей, эсминцев, лидеров и скаутов, нефтяное питание и 102-мм главный калибр становятся безальтернативными. Это за 2-3 года до "Новика", напоминаю.
Сторонники скорости в споре со сторонниками экономичности некоторое время попеременно одерживали верх, но начиная с не позже чем типа "М" (1914г) стандартом становится скорость не ниже 34 узлов, т.е. стабильно выше, чем у всех серийных "новиков".
При этом артиллерийское вооружение одиночного эсминца - 3 орудия 102-мм, в последующих сериях могло быть и больше ("Талисман" - 5*102мм), а действующий вместе с ними лидер мог иметь от 4 до 6 орудий 102-мм, или до 5 орудий 120-мм.

Как видим, с "эсминцами английского типа" англичане, - что неудивительно, - обогнали "новиков" на несколько лет, также значительно опередив их в калибре торпедного вооружения, мореходности и дальности хода.
Единственный плюс "новиков" к началу ПМВ - число стволов ГК, но в реальных условиях это полностью компенсировалось использованием совместно с эсминцами лидеров, которых у России не было. А во время ПМВ и по этому параметру преимущество "новиков" было утеряно.

Немцы свои первые мореходные миноносцы (нередко именуемые эсминцами в справочниках, но немцами за таковые не считаемые) со смешанным угле-нефтяным питанием начали делать уже в 1907 году, тогда же разработали чисто нефтяные котлы, в том числе проданные потом России для "Новиков"; в 1913г. заложили и с июня 1914г. ввели в строй серию V-25 с чисто нефтяным питанием. Об отношении немцев к выбору топлива ниже будет подробнее.

Японцы уже в РЯВ имели миноносцы, значительно превосходившие русские аналоги, в т.ч. по скорости - 30-31 узлов против русских 21-26 узлов. В 1909 японцы в числе первых в мире обрели турбинные эсминцы типа "Умикадзе" того класса, который стал основным в ПМВ: с водоизмещением нормальным/полным 1150/1500т, со смешанным угле-нефтяным питанием и скоростью 33,0 - 33,5 узлов.
Турбины системы Парсонса и 120-мм (тоже в числе первых в мире, такой калибр на эсминце!) орудия были, естественно, приобретены в Англии, - но это ж закладка 1907г. и ввод в строй 1909г, за 4 года до первого "Новика", который был едва ли более самостоятельной конструкцией.
При этом по дальности хода и мореходности японские эсминцы, как обычно, значительно превосходили русских.

В США эсминцы океанского класса стали создаваться сразу после испано-американской войны.
Не позже чем с типа "Полдинг"(Paulding, строительство начиная с 1908г, ввод в строй начиная с 1910г.), имели чисто нефтяное питание. Это за 2 года до первого "новика".
Не позже чем с типа "Кэссен" (Cassin, строительство начиная с 1912г, ввод в строй начиная с 1913г.), имели вооружение 4 ствола калибром 102мм. Это ровесники первого "новика" и раньше серийных "новиков".
Не позже чем с типа "Элвин" (Aylwin, строительство начиная с 1912г, ввод в строй начиная с 1913г.), имели торпедное вооружение калибром 21 дюйм (533мм), а в последующих сериях было увеличено количество торпед, затем и калибр артиллерийского вооружения, оставив "Новик" в безнадежно отстающих. Это тоже примерно ровесники первого "новика" и раньше большинства серийных "новиков".
В конце ПМВ США выпустили серию в 111(!!!) "гладкопалубников", равных "новикам" по артиллерийскому вооружению, немного превосходящих серийные "новики" в скорости, и с гораздо более мощным торпедным вооружением (12*533мм). А ведь это рассматривалось как вооружение массовое и дешевое, для расходных целей!

Все американские эсминцы были рассчитаны на океанское плавание, с соответствующей мореходностью и дальностью хода 3000-4500 миль экономическим ходом, т.е. в разы превосходя по этому параметру "новиков". По скорости они уступали первому "новику", но не так уж отставали от его серийных потомков, а иногда и превосходили их.

В общем, Россия и тут была совсем не в лидерах. Особенно если не забыть, что для создания "новиков" Россия использовала котлы и турбины иностранного производства, а свои начала делать по иностранному образцу, да и то с изрядной задержкой - в отличие от развитых стран, имеющих и использующих собственные возможности.

= 2.5. Большой эсминец или маленький крейсер? =
Относительная новизна идеи "Новиков" была в том, что многие задачи, традиционные для легкого крейсера, можно переложить на большой эсминец, и это будет гораздо более дешевым решением.
Однако, и тут Россия не была первой: подобные идеи с неизбежностью посещают военно-морских стратегов во всех не слишком богатых развивающихся странах, с которыми Российская империя, как ни печально это признавать хрустобулочникам, по многим показателям была в одном ряду.

Бразилия, Аргентина и Чили, соревновавшиеся в военно-морском вооружении, насколько им позволяли финансы, делали заказы в Германии (Крупп и Шихау) и Франции (Шантье де Бретань), т.е. там же, где и Россия часто получала "русские" корабли; а также в Англии, где Россия заказывала корабли реже, но и без этого не обошлась: значительная часть "русских" эсминцев периода РЯВ была сделана либо в Англии, либо по английскому проекту, в т.ч. самая многочисленная серия "Сокол" - 27 экземпляров!

Параметры аргентинского техзадания для эсминцев, заказанных в 1910 и выставленных на приемные испытания уже в 1911, даже опережали по времени европейские стандарты: 102-мм артиллерия, 533-мм торпеды, скорость 35 узлов, при водоизмещении почти 1200т полном - и это все за 2-3 года до ввода в строй первого "Новика", прошу заметить.

Четверка эсминцев, заказанных Аргентиной в Англии под названием "Сан-Луис", недотянула заданную скорость до техзадания, выдав 32 узла без нагрузки, 30 узлов с полной загрузкой и перегрузом (т.е., на уровне многих серийных "новиков" и даже лучше их 1й серии), поэтому заказчиком принята не была - и досталась, под новым названием "Аэтос", другой развивающейся стране, оказавшейся в одном ряду с Россией по взглядам на применение эсминцев: Греции.

Еще до ввода в строй первого "Новика" сравнимые с ним "Аэтосы", даже не успев получить в боезапас положенные им торпеды, успешно приняли участие в Балканской войне, - в которой греки, против значительно превосходящего их флота турок, выглядели гораздо решительнее и успешнее, чем несколькими годами позже выглядел русский Черноморский флот, имея над турками подавляющее превосходство в силах.

Еще одна четверка, "Тип Мендоса", заказанная Аргентиной во Франции, тоже была отвергнута по соображениям скорости (те же 32 узла), выкуплена Францией и вошла в ВМФ Франции под названием "тип Aventurier".

Но и это еще ладно. Давайте посмотрим на эсминцы, все-таки закупленные Аргентиной по этому заказу и получившие название "тип Ла Плата": "La Plata", "Cordova", а также тип "Катмарка" - "Catamarca" и "Jujuy".
Последнее название, в честь аргентинской горной провинции, по испанским правилам читается как Хухуй.
В рускоязычной литературе чаще всего пишут Жужуй, то ли по незнанию испанского (как дон Хуан у нас превратился в донжуана), то ли из заботы о благозвучности ;-)
На 6-часовых испытаниях в 1911г. первый показал мощность судовых машин 28 тыс.л.с. и скорость 36,8 узлов, второй - мощность 25 тыс.л.с. и скорость 34,7 узлов (предположительно, благодаря другому режиму питания).
Остальные, как значится в их описании, превысили контрактную скорость, даже на 2 узла. Правда, в другом источнике в их ТТХ записана скорость 32 узла.
Что странно, конечно, с учетом их безоговорочного принятия заказчиком, - но попробуем принять на веру и такие (предположительно, значительно заниженные) данные как возможные рамки диапазона значений.

Получается, что по сравнению с "Новиком" аргентинские аналоги:
1. На 1-2 года раньше первого "новика" вступили в строй, по сравнению с серийными - на 3 года и более;
2. По скорости первому "новику" (это если поверить в покупку кораблей со скоростью ниже техзадания в заказе!) некоторые немного уступают, некоторые даже немного превосходят; серийных превосходят некоторые - многих, некоторые - безусловно всех;
3. Совпадают по калибру артиллерии и числу стволов;
4. Значительно превосходят по калибру ТА - 533 мм; да и устройство самих ТА гораздо современнее;
5. Значительно превосходят по дальности хода (3000 миль экономичным ходом!) и мореходности - своим ходом через Атлантику добрались к месту службы, из северо-западной Европы в Южную Америку! Русским "новикам" такое и не снилось.
6. Имеют в составе вооружения, у пары из Шихау, даже зенитные автоматы 37мм!

А теперь - самое интересное: все эти эсминцы, заметно опередившие "новиков" и по времени создания, и по многим существенным параметрам, некритично уступая в остальных, были сделаны... в Германии. Первая пара - фирмой Шихау, вторая - Крупп (Krupp-Germaniawerft).

Следующая четверка аргентинского заказа тоже была сделана в Германии, с аналогичными параметрами, но по причине начавшейся войны была конфискована и продолжила службу в германском флоте. Орудия на них сначала поставили по немецкому стандарту, 88мм, потом перевели на 105-мм вооружение, таким образом сделав их по всем параметрам лучше "новиков".

= 2.6. - подводя итоги. =
Как видим, приписываемое им тотальное превосходство над современными им аналогами в мировом масштабе "Новики" не имели вообще.
По некоторым параметрам и над некоторыми аналогами превосходство у них было - но этим же аналогам они уступали в других отношениях, чаще всего - значительно уступали.
По времени создания они на несколько лет отстали от многих аналогов из развитых держав.

Первый "Новик" имел действительно хорошую скорость, хоть и не рекордную, но достаточно близкую к рекордным, - однако это заслуга немецкой его отладки;
Все серийные "новики", построенные и отлаженные уже в России, выдавая 30-34 узла, были в лучшем случае наравне со среднемировым уровнем по скорости.
Встречающаяся иногда цифра 37-38 узлов относится к поздним, уже советского времени, модернизациям "новиков".

Также все "новики" отставали от большинства аналогов из развитых стран по торпедному вооружению и были с ними более-менее наравне по артиллерийскому, заметно отставали от большинства по мореходности и дальности хода.

Не выглядели они выдающимися не только среди развитых держав, но даже среди некоторых развивающихся стран. Там - за счет их зарубежных заказов, конечно. Но и сам "Новик", как видим, "условно-русский" - в отличие от развитых стран, обеспечивающих собственное судостроение полностью собственными силами и средствами.

Тем не менее, в начале-середине ПМВ (но не в конце ее), "новики" среди развитых держав все-таки имели некоторое (!) время некоторое (!) превосходство в артиллерийском (и только) вооружении (а не по другим параметрам) - и только (!) над немцами - которые, оказывается, умели делать то же самое для русских, умели делать то же самое, или даже лучше и раньше - для аргентинцев, но вроде как не умели то же самое делать для себя.

Так ли? Ничего странного не видим?
Давайте на немцев посмотрим отдельно.

?

Log in

No account? Create an account