Previous Entry Share Next Entry
Но-вик--чем-пи-он!! Часть 6. = А вот как надо =
alan_a_skaz
Но-вик--чем-пи-он!! серия из 8 постов:
Часть 1 След зарубежной агентуры http://alan-a-skaz.livejournal.com/29596.html
Часть 2 Париж далеко от Бердичева? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30202.html
Часть 2.4 Кто за кем занимал? http://alan-a-skaz.livejournal.com/30326.html
Часть 3. Что русскому здорово, то немцу... http://alan-a-skaz.livejournal.com/30563.html
Часть 4. цыплят по осени считают http://alan-a-skaz.livejournal.com/30889.html
Часть 5.1. Практика юбер аллес БФ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31205.html
Часть 5.6. Практика юбер аллес ЧМ http://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html
Часть 6. = А вот как надо = http://alan-a-skaz.livejournal.com/31731.html

6. = А вот как надо =
Ну и, для сравнения, на что были способны миноносцы и эсминцы в других странах?

6.1. Вот, к примеру, Германия, вроде как отставшая от России с ее "новиками".
Вот даже не эсминец, а "большой миноносец" S-90, из первого немецкого проекта мореходного класса, производство Шихау, дата закладки - 1898 год, ввод в строй с 1899года, водоизмещение полное около 400т, нормальное чуть более 300т, вооружение - 3 орудия 50мм, три торпедных аппарата 450мм. Ну, не на что смотреть - мелочь древняя!
Но в октябре 1914 года этот устаревший и слабый миноносец при прорыве из Циндао потопил противника, на порядок превосходящего по водоизмещению и прочим параметрам - бронепалубный крейсер "Такачихо", а затем собирался еще вернуться, чтобы атаковать блокирующие Циндао силы снаружи.
Но запасов топлива на это не хватило, поэтому эсминец выбросился на китайский берег, а команда была интернирована.
Кстати, это был тот самый "Такачихо", про потопление которого "Варягом" врал в своих рапортах Руднев со ссылками на якобы источники в Шанхае.

При начале осады Циндао, кстати, этот же эсминец был атакован пятеркой более современных и мощных английских эсминцев типа "Уск": на каждом 3 орудия 76мм против немецких 50мм, 24 узла против 22. Ближе всех подошедшему эсминцу "Кеннет" S-90 попал под мостик, смертельно ранив командира и причинив еще потери убитыми и ранеными, а потом благополучно и без потерь ушел под защиту береговых батарей.

6.2. Миноносец типа S-165 производства Шихау, находившийся на турецкой службе под названием "Муавенет", и при этом управляемый немецким офицером капитан-лейтенантом Фирле, 13 мая 1915г. во время Дарданелльской операции ночью вышел в море, насыщенное боевыми кораблями Антанты, и потопил тремя торпедами английский линейный корабль "Голиаф" водоизмещением 13,5 тыс.т., по большинству параметров близкий к русским черноморским броненосцам от "Трех Святителей" до "Евстафия".
Сам "Муавенет" имел возраст с 1908г., водоизмещение 620т, паспортную скорость 35 узлов (даже быстрее черноморских "Новиков", несмотря на свою древность и угольное питание!), два орудия 88мм (короткоствольных) и три торпедных аппарата 450мм.

В октябре 1914 года два таких эсминца, "Муавенет" и "Гайрет", под управлением германских офицеров, без объявления войны атаковали Одессу, где находились две большие канонерские лодки "Донец" и "Кубанец": водоизмещение каждой из канлодок 1280 тонн, вооружение вполне солидное - 2 орудия 152мм, орудие 120мм, 2 орудия 75мм, 6 орудий 47мм (после перевооружения в 1912 году). Все это было достаточно опасно для миноносца на близкой дистанции.
В значительной мере успешность нападения была связана с его внезапностью и политической неопределенностью, однако боеготовность и бдительность никто не отменял даже в мирное время, а война на суше уже не первый месяц шла, и подобное развитие событий было ожидаемым. В итоге, "Гайрет" смог подойти практически в упор и потопить торпедой "Донец", потом произошла попытка торпедной атаки "Муавенета" на "Кубанец", сорванная буксирным судном, идущим на помощь "Донцу", и непродолжительная перестрелка, после которой эсминцы без потерь удалились.

6.3. 29 апреля 1915г. турецкий миноносец "Султан-Хиссар" (типа "Демур Хиссар") смог огнем своих слабых 37-мм орудий после 2,5часового обстрела принудить к капитуляции подводную лодку E-2, которая превосходила его по водоизмещению в 8 с лишним раз - 800т против 97т!
Для разнообразия, командир этого миноносца был турецким, так что даже Турция смогла в ПМВ кое-что существенное из боевого состава противника честно записать на счет своих легких сил.

6.4. Япония в ПМВ участвовала очень мало. Однако в РЯВ именно японские миноносцы заставили весь мир обратить на этот класс кораблей более достойное внимание. Именно они потопили эскадренные броненосцы "Севастополь", "Наварин" и ББО "Владимир Мономах", а также добили несколько крупных боевых кораблей (в т.ч. броненосец "Князь Суворов"), предварительно поврежденных артиллерией или продолжающих артиллерийский бой. Прошу заметить и запомнить, что все эти эпизоды происходили в дневное время.

6.5. Флот США тоже почти не участвовал в европейской войне, однако именно американские эсминцы смогли оказать эффективное противодействие германским подводным лодкам, потопив многие из них и вынудив остальные снизить активность.

6.6. Английские эсминцы были заняты в основном разведкой и борьбой с подводными лодками, но в Ютландском сражении эсминцы и миноносцы обеих сторон приняли весьма активное и отважное участие, в значительной мере парируя друг друга. Однако, торпедное попадание с эсминца внесло важный вклад в потопление легкого крейсера "Эльбинг", а броненосец "Поммерн" был потоплен именно эсминцами.
Все это было в дневное время, вопреки блеянию патридиотЪов, оправдывающих постоянную "застенчивость" русских моряков якобы невозможностью открытой атаки миноносца на крупный боевой корабль.

6.7. Даже Италия имела в ПМВ значительный успех легких сил флота: отряд миноносцев и торпедных катеров совместными действиями потопил не абы что, вроде фелук и парусников, на которые только и хватало "отваги" русских "новиков", а австрийский линкор "Сен-Иштван".
Впрочем, итальянцы есть итальянцы: их эсминцец "Гарибальдино" потонул в 1918 году по небоевой причине, от столкновения с английским союзником того же класса.

6.8. Но что мы зациклились на великих державах и промышленно развитых, хотя бы по сравнению с Россией, странах?

Маленькая и небогатая Греция во время Балканских войн показала завидный для росийского флота боевой дух. В том числе, греческие миноносцы многократно отличились атаками против значительно превосходящих сил противника.

По бедности, Греция и в 20 веке держала на службе совсем, казалось бы, хлам.
В том числе был "Миноносец-11", гораздо более старый и слабый, чем не то что вышепомянутый S-90, но даже чем "Демур-Хиссар": производство германской фирмы "Вулкан", Штеттин, 1885 год ввода в строй, 85 тонн водоизмещения, главный калибр артиллерии - спарка 37мм как-бы-пушек, 3 торпедных аппарата 356мм.
В октябре 1912 года среди бела дня этот старичок, с немалым риском для себя, потопил двумя торпедами у причала в порту Фессалоники старый турецкий броненосец "Фетх-и-Булент"(Fethi Bulend по Конвэю, 2,7тыс.т., броня 152-229мм, вооружение 178мм и 2*120мм, спущен на воду в 1870 году, модернизирован в 1905 году, в некоторых источниках именуется броненосным корветом).

В ноябре того же года "Миноносец–14", однотипный вышеупомянутому миноносцу-11, повторил его успех и потопил торпедой в заливе города Кидониес (Айвалык) турецкую канонерку. Тоже днем.
В греческих и русскоязычных источниках эту канонерку называют "Трабзон", но в турецком ВМФ корабля с таким названием за указанный период не оказалось. Изучение Конвэя привело меня к выводу, что в турецком флоте канонерка официально называлась совсем иначе: "Седд-уль-Бахир", была головным кораблем одноименной серии из 9 кораблей, построенных во Франции. Место, время и обстоятельства ее гибели однозначно совпадают с названными выше, других кандидатур с такими даными нет.
Дата постройки 1907г., нормальное водоизмещение около 200т, полное - чуть выше 300т, вооружение - 3 орудия 3фнт(47мм) и торпедный аппарат 457мм. Совсем не вундерваффе, конечно, но с учетом ТТХ самого миноносца, который на 22 года старше и в разы меньше, - вполне достойная победа. А в декабре греческие эсминцы атаковали бронепалубный крейсер "Меджидие" и обратили его в бегство.

Самые крупные морские сражения Балканской войны происходили, естественно, между броненосными силами, однако греческие миноносцы и эсминцы и в них принимали активное участие. Во время сражения у Элли эсминец "Иеракс" ("Сокол") упомянутого выше типа "Аэтос", - этакий английского изготовления аргентинско-греческий аналог-предшественник "новиков", - можно сказать, повлиял на исход сражения, когда значительное превосходство турок, казалось бы, принудило греков к отступлению.

Греческий флагман "Георгиос Аверов" при перестрелке с броненосцем "Хайраддин Барбаросса" нанес ему тяжелые повреждения, но сильно пострадал и сам, при выходе на дистанцию торпедной атаки получил попадание тяжелым снарядом в районе ватерлинии; на одном из трех остальных греческих броненосцев начался сильный пожар, корабль покинул строй, - и против турок оставались только два слабых броненосца береговой обороны, уязвимые для вражеского среднего калибра. Тогда "Иеракс" атаковал броненосный крейсер "Мессудие".

Представьте себе: разница в водоизмещении и прочих параметрах между эсминцем и БрКр на порядок, Моська атаковала слона - и слон бежал! Даже стадо слонов бежало! "Мессудие", получив несколько попаданий 4-дюймовых орудий, замедлил ход и вышел из боевой линии. Следом стала ломать строй вся турецкая эскадра, поворачивая ко входу в Дарданеллы, под защиту береговых батарей; турецкие броненосцы увеличили ход до 12 узлов. Греки тоже отошли от места боя.
Турки, конечно, отправили об этом победную реляцию в духе Эбергарда-Колчака, но по факту и в этом бою победили греки: их блокада Дарданелл так и не была турками снята.

А знаете, что еще интересно в этом бою? На тот момент "Аэтосы" даже еще не получили своих 533-мм торпед, которых скорее всего испугались турки - ну не 102-мм пушечек же, хоть и выпущено из них было 65 снарядов!
Невольно вспоминается, как в греко-турецкой войне 1897г. группа из 8 греческих миноносцев примерно так же держала турецкий флот в страхе перед новым тогда оружием - торпедами, хотя при этом Греция не имела гремучей ртути для снаряжения капсюлей-детонаторов, и греческие торпеды были абсолютно безопасны для противника.
Но противник этого не знал.

Просто греческие моряки были достаточно храбры, чтобы блефовать в такой почти безнадежной ситуации. Царские моряки в РЯВ и ПМВ проявляли храбрость, только разве что будучи зажатыми в угол без возможности отступления, - но не по своей инициативе.

6.9. В той же Балканской войне 1912 года участвовал и болгарский-как-бы-флот, который по факту даже трудно было считать существующим.
В его составе был так называемый крейсер "Надежда", водоизмещением 717 тонн и с двумя 100-мм пушками, созданный в 1898г. по проекту французской колониальной канонерки, и 6 слабых миноносцев, однотипных с турецкими "демур-хисарами": тот же изготовитель - Шнейдер, и тот же период.
Головной корабль "Дерзкий" заказан в 1904г., переправлен в Болгарию по частям и там введен в строй в 1908г. Водоизмещение 97 тонн, главный калибр - 37мм, уже после ПМВ был модернизирован и получил аж три орудия по 47мм, когда даже турки своих его аналогов отправляли в металлолом.

Тем не менее, в декабре 1912 года "Дерзкий" оправдал свое имя, среди бела дня влепив с 60 метров торпеду в бронепалубный крейсер "Хамидие" и чуть не потопив его, - но большое численное преимущество дало туркам отогнать нападающих, а очень спокойное море позволило отбуксировать поврежденный крейсер на базу кормой вперед.

Болгары при этом действовали четверкой однотипных миноносцев, а с турецкой стороны был целый конвой из транспортов, настоящего (а не болгарского) крейсера, канонерки и нескольких эсминцев, потом еще броненосец пошел на выручку.
В ходе боя остальные болгарские миноносцы неудачно атаковали противника с большего расстояния, получили попадания и отступили, а "Дерзкий" оказался вправду дерзким, в отличие от русского тезки.

Он даже вышел из боя целым. Дальше его судьба оставалась удачной: дожил до ВМВ, в 1942 году получил взрыв боекомплекта, но был потом восстановлен и даже продолжил службу, а с 1957г. частично вошел в состав корабля-музея, существующего до сих пор.

Вот на что бывали способны в период от начала РЯВ до завершения ПМВ миноносцы и эсминцы, даже гораздо более слабые, чем "новики". Выводы, я думаю, очевидны?

Однако не все так печально. По неуспешности действий эсминцев (и вообще флота) в период ПМВ (РЯВ вне конкуренции, увы) у России все-таки есть с кем спорить за последние места. Это:
- Турция, в Балканской войне уступившая на море гораздо более слабому, но гораздо более решительному противнику;
(в ПМВ Турция действовала одновременно на двух морских ТВД против противников, имеющих повсюду подавляющее численное превосходство, и, с учетом этого обстоятельства, действовала даже очень успешно. Однако заслуга в этом принадлежит прежде всего немецким морякам, находившимся в ПМВ на службе Турции.
В том числе, под их управлением активно и эффективно действовали даже старые эсминцы типа S-165 постройки Шихау)
- Франция, которая разделила с Англией сферы военного участия - Англия больше воевала на море, Франция больше воевала на суше.
Только в Дарданелльской операции Франция приняла активное участие в БД на море, и то не слишком успешно - впрочем, и условия для этого были крайне невыгодны; но в нерешительности действий, при наличии для них возможности, французы все-таки не были замечены, в отличие от русских.
- и Австро-Венгрия, бОльшую часть войны державшая свой флот безвылазно в адриатическом лягушатнике, а вылезавшая из него редко и неудачно.

Вот с кем в начале 20 века могла бы хоть как-то тягаться по "успешности" боевых действий на море Российская империя.

  • 1
Ссылки можно замаскировать пробелами, отрезанием префикса http, и т.п.

А насчет фотоальбома "Новика" в 1911 - интересно: он был введен в строй сначала неполностью в 1912г., потом окончательно в 1913г., а в 1911 он был в заведомо недостроенном состоянии.

Кст, теоретически я должен получать сообщение о заблокированных сообщениях - и иметь возможность их разблокировать Но что-то пока их не видел. Погляжу сейчас внимательнее.
UPD - посмотрел тщательно. Не нашел. Заблокированные сообщения были удалены или как? Если да, то стоит повторить попытку.

Edited at 2017-08-27 11:50 pm (UTC)

я их удалял.
вот посмотри: ht_tp_:_//_www_.navarin._ru/download/get?cat=pub&file=novik_album.rar

Посмотрел, спасибо.
Да, там есть фотографии этапов постройки.
Кроме того, там прямо указано, что, в связи с новизной такого типа судов для России, было обращение за помощью сначала к англичанам, потом к немцам.

Калибр орудий в описании неправильно указан как 105мм.
И там тоже есть утверждение, будто проектная (тогда еще только проектная) скорость 36 узл. является рекордной не только для России, но и для всего остального мира. Что строго неверно.

Так. Приступим.
Отправной точкой в строительстве Новика послужили эсминцы Trible. А вот идея с мощным артвооружением это, как я считаю, эсминец-лидер Swift. Введён в строй в 1911 г. Силуэт Новика и англичанина крайне похожи. Сам Swift шёл как развитие Trible (это Tartar, Ghurka, Cossak,...). Бубнов производил свои расчёты на основе последнего эсминца.
Поэтому неофициально Новик именовался "эсминцем английского типа". Хотя сами англичане отказались в этот период от строительства москитного флота с мощным артиллерийским вооружением. Да практически все державы строили данный тип кораблей с водоизмещением не более 1000 т. ПМВ подтвердила правильность решения Особого комитета.
Версий с недобором скорости несколько. Не правильный выбор пропульсивного коэффициента при расчётах и испытаниях в бассейне. В результате пришли к выводу, что для достижения 36 узлов достаточно будет 35 тыс л.с. Кроме того, Путиловский завод перегрузил корабль. О чём стало известно только в 1926 г., когда Новик был поставлен в док. Краска с осадкой была нанесена выше на 300 мм накерненной осадки. Сделано это было для сокрытия факта перегруза - иначе штраф предприятию. Немцы про это не знали и выжали из турбин 41 тыс. л.с.Но ТЗ выполнили. Кстати. По английским данным Tartar разогнался до 37,04 узлов ещё в 1908 г.
Последующие серии эсминцев строились в спешке. Факт. Низкий уровень развития промышленности. Тоже факт. Но ещё был один момент почему серийные Новики не достигли 36 узлов. ГУК отказался от трёхвальной турбинной установки, разрешил увеличить водоизмещение до 1500 т и разрешил снизить скорость до 34-35 узлов.
Что касается крейсера Новик. Он, как и эсминец, были базовыми вариантами. Жемчуг и Изумруд не были его систершипами. Жемчуг был головным, а Изумруд следующий. Если на Новике было 6 орудий, то на крейсерах типа Жемчуг их было 8. По сравнению с базовым вариантом немного увеличилось водоизмещение, что и послужило снижению скорости.
Богатырь и его систершипы (Олег, Кагул, Очаков) действовали в РЯВ. Особняком стоит Олег. У него скорость ниже Богатыря на 3 узла, а Кагул быстрее Богатыря на узел. У Олега мощность машин ниже на несколько тысяч л.с. Не знаю с чем это связано.
Вот.

Edited at 2017-09-03 06:52 pm (UTC)

> эсминец-лидер Swift. Введён в строй в 1911 г. Силуэт Новика и англичанина крайне похожи.

Сходные задачи рождают сходные решения ;-)
Однако, прямое заимствование тут вряд ли возможно. У Свифта и год создания слишком поздний, и водоизмещение в полтора примерно раза выше.

> Сам Swift шёл как развитие Trible (это Tartar, Ghurka, Cossak
Точнее, для взаимодействия с ними в качестве лидера.

> Отправной точкой в строительстве Новика послужили эсминцы Trible.
Под влиянием - безусловно, это у нас тогда и не скрывали. Но влияние - это еще не прямое копирование.

> По английским данным Tartar разогнался до 37,04 узлов ещё в 1908 г.
"Особая турбинная серия" еще раньше достигла такой отметки. Но там был излишне облегченный и недостаточно прочный корпус.
А у немцев эту отметку перешли в 1910г. эсминцы аргентинского заказа.
Отметки 36 узл у них достигали уже в 1907-1908г. эсминцы типа S-165 и аналогичные.

> Жемчуг и Изумруд не были его систершипами.
Да, точного копирования не было, а вот подражание и взятие за основу при проектировании - было.

> Кагул быстрее Богатыря на узел.
Точнее, на 0,6узл, и те получены до полной установки вооружения, а также без боезапаса и прочих запасов, т.е. в сильно облегченном (на порядка 1 тыс.т.) состоянии.

> Не знаю с чем это связано.
С другим качеством изготовления паровых машин.

особая турбинная серия (вайпер и кобра) это да. только после катастроф это направление не стали разрабатывать до трайблов. как я думаю.

Именно так. Застолбили рекорд, обкатали гидродинамику и конструкцию машин - и отложили до появления надобности.
Кст, после "трайблов" на некоторое время тоже перешли на "бигли" - слабее, зато гораздо дешевле, и в ПМВ "бигли" тоже послужили эффективно.

так нужны были рабочие лошадки. что и сделали.

забыл название японской книги по ряв. которую ты рекомендовал

Edited at 2017-09-09 08:54 pm (UTC)

Видимо, "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи"?

точно. спасибо)

Не за что :)
Кст, в русском издании 1910г. перевод был выполнен с добавлением примечаний русской редакции.

"..Новым испытанием для крейсера, на этот раз экзаменом для его главной артиллерии и механизмов, стал поход 11—16 января 1915 г. Пять линейных кораблей в сопровождении 3 крейсеров и 10 миноносцев вышли для блокады восточной части Анатолии. Шторм и крупная зыбь заставили вернуть миноносцы в Севастополь и вызвать взамен них более мореходные новые эскадренные миноносцы („Новики”) — „Беспокойный” и „Пронзительный”. Прошли к Синопу, а оттуда — вдоль берега на запад. На меридиане Инеболи повернули обратно и спешно легли на Батуми: были получены сведения о появившемся у реки Хопи „Бреслау”. Ночью удалось перехватить радиопереговоры противника, а в 7.35 утра 14 января „Кагул”, шедший дозорным на левом крамболе у „Евстафия”, прожектором сообщил командующему, что слева на траверзе обнаружен дым. Механику крейсера было приказано приготовиться дать самый полный ход, и в 7.50, получив приказание адмирала „опознать дымы”, „Кагул” начал долгую и полную захватывающего драматизма погоню.

Взяв курс 16 , крейсер пошел напересечку беглецу и в 8.15 увеличил скорость до 140 об/мин .(21,6 уз.). С расстояния 150 каб. начали вырисовываться две мачты шедшего с большой скоростью корабля, левее его вновь показался замеченный в начале погони дым какого-то второго корабля. Через 10 мин. в ближайшем из них опознали „Бреслау”. Еще довернув влево, „Кагул” увеличил скорость до 21,9 уз. В 8.56 во втором корабле уверенно опознали крейсер типа „Гамидие” (в турецком флоте имелись два однотипных крейсера), о чем, продолжая информировать командующего, сигнализировали прожектором на оставшийся уже далеко позади „Евстафий”. В 9.15 до „Бреслау” было уже 115 каб., до „Гамидие” — 130. Это было еще вдвое больше эффективной дальности стрельбы шестидюймовок нашего крейсера.
Через 15 мин. расстояние до „Бреслау” сократилось до 95 и до „Гамидие” — до 120 каб. Судя по выбрасывавшимся из всех трех труб клубам дыма, „Гамидие” напрягал последние силы, чтобы уйти от погони. Прожектором с него что-то сигналили на „Бреслау”, и тот, пройдя за кормой „Гамидие”, прикрыл его слева, явно пытаясь отвлечь преследователей на себя („Память Меркурия”, также вскоре отделившийся от флота, держался левее „Кагула” в 27 каб.). Убедившись, что русские на уловку не поддаются, „Бреслау” лег на расхождение с „Гамидие” и, бросив его, 25-узловой скоростью начал уходить курсом 260-270°.
Положение оставшегося в одиночестве „Гамидие”, как писал впоследствии немецкий историк Г. Лорей, стало опасным: русские крейсера, по его мнению, имели превосходство в скорости на 1 узел и могли догнать и расстрелять его раньше, чем подоспеет вызванный на помощь экстренной радиограммой „Гебен”.
Совершенно неожиданно „Кагул” вдруг явно сбавил скорость хода, расстояние между догоняемым и догоняющим крейсерами, уменьшившееся к 11.40 до 90 каб., сокращаться перестало. Около 13.00 „Бреслау” скрылся за горизонтом в направлении зюйд-вест, а еще через полтора часа „Кагул” по сигналу „Памяти Меркурия” прекратил погоню.
В течение этих 7 часов преследования „Кагул” около 2 часов шел почти 22-узловой скоростью, а остальные 5 часов — со скоростью от 20,6 до 21 уз. Скорость „Гамидие” командир „Кагула” определял между 20,5 и 20,75 уз..."

У Лорея это описано так:
""Кагул" шел большим ходом, так что дистанция уменьшалась. На дистанции в 11 км (60 каб.) оба корабля открыли огонь. Русские эскадренные миноносцы также вступили в артиллерийский бой и очень быстро пристрелялись. С 12 ч 45 мин до 14 ч "Гамидие" произвел около 80 выстрелов из кормовых орудий. Результаты стрельбы с обеих сторон были незначительны. Хотя неприятельские снаряды ложились вокруг "Гамидие", он получил только одно попадание 150-мм снарядом в корму над броневой палубой и несколько пробоин осколками ниже ватерлинии. Германский командир "Гамидие" отмечает в своем военном дневнике, что неприятель сделал около 500 выстрелов. Один из русских эскадренных миноносцев несомненно тоже получил попадание: он остался на месте среди клубов дыма[41]. Неприятель повернул на NW и в 16 ч исчез в пелене дождя. Трудно объяснить поведение русских, не имея материалов противоположной стороны. Получил ли русский крейсер попадание, которое вынудило его отказаться от дальнейшего боя, или у него были какие-либо другие причины, - неизвестно. Во всяком случае "Гамидие", значительно уступавший "Кагулу", вышел из очень тяжелого положения после энергичной обороны."
(41)Эсминец "Дерзкий" получил при выстреле разрыв ствола.

Что характерно, и в этой ситуации "новики" проявили традиционную для них "застенчивость в бою", и не решились применить свою хваленую скорость для перехватывания противника и его задержки на весьма небольшое время, до подхода главных сил русского флота.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account