alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Босфорская десантная операция: реальность против мифа, часть 3

=*= Завершение. Начало см.:
http://alan-a-skaz.livejournal.com/35259.html
http://alan-a-skaz.livejournal.com/35419.html
В случае реализации "гениального" плана Босфорской операции, спрятанные в Босфоре корабли, при этом сами будучи вне риска, артиллерией главного калибра (а на расстоянии до 12-15км - и среднего калибра) эффективно накрывали бы весь район высадки десанта и подходы к берегу,- а также боевые корабли противника, имеющие глупость подойти в пределы досягаемости их 280-мм орудий: 22км (120 каб.) для "Гебена", 15км (80 каб.) для "Бранденбурга".
И даже легкий "Бреслау" с такой выгодной позиции мог бы молотить тральщики, десантные корабли и десант огнем своих 150-мм (до 15км) и 105-мм (до 12км) орудий.

Германские силы при атаке на Рижский залив были сравнимы со всем русским Черноморским флотом (ЧФ).
Силы Антанты при атаке на Дарданеллы были многократно сильнее, чем весь ЧФ.
В случае атаки на Босфор, морские силы обороны были бы многократно сильнее, чем "Слава" в Рижском заливе, и даже чем пара "Бранденбургов" в Дарданеллах.
Т.е., соотношение сил при атаке на Босфор было бы гораздо менее выгодным для атакующих, чем в реально известных случаях успешной (!) обороны, и никаких шансов на успех ЧФ в этих условиях не имел.

5.0. Предполагалось, что
"третья дивизия и тяжелая корпусная артиллерия высаживаются, в зависимости от выяснившейся на берегу обстановки, после высадки первых двух дивизий"

5.1.
Приданная десанту артиллерия становилась БЫ очень значимой, если БЫ десант смог высадиться, и в своем продвижении, по плану, выходил за пределы поддержки орудий флота.
Кроме того, даже при поддержке флота, десант нуждался в гораздо более оперативной поддержке огнем, чем мог обеспечить флот - издалека и без удобных средств связи с ним. Портативных радиостанций тогда не было.
Штатными "тяжелыми корпусными орудиями" в то время считались легкие гаубицы 122мм, способные разрушать легкие полевые укрытия, но не более того.
Также могли для усиления применяться гораздо более мощные гаубицы 152мм и пушки 107мм. Эти могли реально помочь против укреплений. Однако, это уже более высокий разряд тяжелой полевой артиллерии, и таких орудий тогда было немногим более пары сотен на всю русскую армию (!). Их остро не хватало на основном фронте войны.
Планировалось ли применение таких средств усиления в Босфорской операции? Никаких об этом упоминаний в ПланЪ-е нет - "русские гении" не унижались заботой о таких деталях.

5.2. Какими средствами должна обеспечиваться доставка этой второй волны?
Либо нужно вдвое большее количество десантных судов, с соответствующим возрастанием связанных с этим проблем;
причем вторая их волна будет длительное время "до выяснения обстановки" находиться вдали от берега, за два-три часа их хода (скорость русского "болиндера" гораздо меньше английского прототипа - до 5,5 узл, возможно применимых гражданских шхун - того же порядка), а в нужный момент станет производить высадку под уже хорошо пристрелянным огнём противника.

Либо, надо надеяться, что после высадки первой волны все осуществлявшие высадку десантные суда будут целы и невредимы, благополучно вернутся к русским берегам, там загрузят все необходимое и вернутся обратно. Что очевидный бред.

В любом случае необходимо дополнительно значительное время, - в течение которого первая волна десанта, начисто лишенная достаточно тяжелого вооружения, должна была наступать против укрепленных позиций противника и захватить их.
В реальных условиях, при действиях, предполагаемых по "гениальному" плану, тяжелые потери первой волны десанта и десантных судов были неизбежны.
К моменту прибытия второй волны десанта, даже в случае изначального ее пребывания в тылу атакующего флота, от первой вряд ли могло что-то боеспособное остаться.

6.0. Русский "гениальный план" исходил из полного отсутствия турецких сил в районе Босфора, якобы прикованных полностью к противодействию России (ТВД сражений Турции с другими державами, на которых находилось не меньше турецких сил, чем на Кавказе, авторами плана были сначала вовсе проигнорированы; в более поздних публикациях другие ТВД упоминаются, но как малозначимые).
"Последний удар боеспособности турецкой армии нанесло немецкое верховное командование, потребовав, в связи с успехами Брусиловского наступления летом 1916 года, от Турции отправки на наш фронт в Галицию, для поддержки терпящей бедствие австрийской армии, целого турецкого корпуса. Энвер-паша, верный слуга немцев, не посмел им в этом отказать и приказал для сформирования этого корпуса, получившего № XV, собрать всё, что было еще более или менее боеспособного в составе войск, находившихся в районе проливов и Константинополя. "

6.1. Т.е., после высадки русский десант должен был, практически не встретив сопротивления, захватить береговые укрепления и весело-легко прогуляться до Константинополя:
"не могло быть — да у нас, моряков, и не было — ни малейшего сомнения в том, что летом 1916 года, когда боеспособность Турции была сведена почти на нет, пяти нашим отборным дивизиям, которые должны были бы по предположениям Морского Штаба Верховного Главнокомандующего быть взяты из состава нашей блестящей Кавказской армии, удастся безо всяких затруднений внезапно высадиться на берег Босфора и быстро занять весь Босфорский район, обороняемый всего лишь одной малобоеспособной турецкой дивизией".

Это не опечатка, и не совсем ошибка: изначально именно 5 дивизий были намечены для осуществления ПланЪ-а.
Позже, в связи с трудностями обеспечения десанта средствами транспортировки, да и с нехваткой войск, предполагаемые силы десанта были урезаны с 5 дивизий до трех.
Но в данном фрагменте мемуаров автор, уже после войны обсуждая перспективы операции, видимо, об этом успел забыть.
Ну какие мелочи! :-)

6.2. Что там получалось с "внезапной высадкой", мы уже разобрались.
Но допустим, что каким-то чудом турецкие и немецкие защитники береговых укреплений и наблюдатели в день операции, все поголовно, заснули волшебным сном; все боевые корабли противника дружно отправились в туристический круиз на другой конец света; все мины перед побережьем по щучьему велению утонули сами, - в общем, фантазии с внезапной и беспрепятственной высадкой десанта воплотились!

Допустим!
И что дальше?

В реальности, турецкие силы на протяжении 1916-1917гг. составляли в сумме 45-50 дивизий, из которых непосредственно в районах боевых действий находилось:
Кавказ 10-13 дивизий;
Галлиполи 8-16 дивизий (временно в 1915г. до 23).
Ирак 3-7 дивизий.
Сирия 1-6 дивизий, с осени 1917г. до 10-13.
Непосредственно в районе Босфора постоянно находились практически все остальные турецкие силы, - вовсе не "одна малобоеспособная дивизия", а не менее чем сравнимые по численности с предполагаемым десантом;
при этом турки имели преимущество обороняющейся стороны на укрепленных позициях - в то время как десант неизбежно понес бы огромные потери при высадке, и был изначально лишен адекватного для таких задач вооружения.

6.3. Турко-немецкая военная авиация была немногочисленной - но над собственной территорией могла действовать немедля и в полную силу, не опасаясь противодействия. Ее авторы "гениального плана" тоже в расчет не брали.

В районе Босфора и Дарданелл перед войной у турков находилось 3 устаревших самолета и гидросамолет, тем не менее оказавшиеся способными на адекватные действия.
В начале 1915г. из Германии прибыло 20 уже современных самолетов, основная часть которых использовалась в Дарданелльской операции как разведывательные и боевые, в т.ч. для бомбардировки кораблей с воздуха.
В августе 1915г. было прислано еще 10 весьма современных самолетов: 5 Albatros-C и 5 гидросамолетов Gotha.

После завершения Дарданелльской операции, эти военно-воздушные силы в значительной мере оставались в полной боеготовности в районе Проливов, и могли быть введены в действие против десантной операции немедля.

Примером их активности может быть, например, такой:
"Для оказания давления на Болгарию в критические дни, предшествовавшие вступлению Румынии в войну, 25 августа к Варне подошла русская эскадра в составе дредноута «Императрица Мария», легкого крейсера, 2 авиатранспортов, 8 эскадренных миноносцев и 19 гидросамолетов. Однако на германском морском аэродроме немедленно пробили тревогу, ввиду чего тотчас же после первого сбрасывания бомб русскими гидросамолетами германские гидросамолеты атаковали авиатранспорты, державшиеся в расстоянии 4,5 мили от берега. Три германских гидросамолета за 7 вылетов сбросили 70 бомб, достигнув нескольких попаданий. Это помешало взлету остальных русских самолетов, и русским пришлось прервать атаку, в которой принимало участие только 2 самолета. Германские самолеты, несмотря на энергичный обстрел, вернулись без потерь."

Хрустобулочники, естественно, любые сообщения об успехах врага и малости вражеских потерь стремятся выдать за ложь - пытаясь всех судить по традиционной брехливости рапортов царского флота, видимо.
Однако, русские источники полностью подтверждают этот немецкий рапорт, как и большинство прочих:
"Один из германских гидросамолетов, атаковав «Поспешный» в 65 милях от Варны и сбросив серию бомб, достиг двойного попадания – непосредственно в трубу, с аварией котла, и в палубу (6 убитых и 20 раненых)."
Безрезультатный в итоге отход русской эскадры от Варны тоже подтвержден русскими источниками.

Безответная бомбардировка с воздуха страшна для пехоты, лишенной средств усиления, и даже для кораблей ЧФ могла стать небезопасной, а роль авиации для разведки вряд ли нуждается в разъяснениях.

6.4. Кроме того, значительные силы турецкой пехоты и артиллерии, в т.ч. конной артиллерии, а также небольшое количество кавалерии, находились в районе Галлиполи, - с возможностью оперативного перебазирования их к Босфору, на расстояние порядка 100км, - которое преодолевалось по морю за неполный день, кавалерией и конной артиллерией своим ходом за день-полтора, даже пешей пехотой за всего лишь пару-тройку дней.
"Русские гении" полагали вмешательство их в соседствующие события у Босфора нереальным, не имея на то ни малейших оснований, кроме наивной надежды на относительную близость Салоникского фронта и достаточную в близкое время активность там союзников.

"Действиями Черноморского флота почти все турецкие плавучие средства были уничтожены", утверждали авторы "гениального" плана, - и, как всегда, попали пальцем в небо: в Дарданеллах и Мраморном море до конца войны находилось заметное количество транспортов, барж и прочих вспомогательных транспортных средств. На перевозку челночными рейсами нескольких дивизий в течение пары дней этого бы хватило.

Даже если бы десант не был раздавлен сразу во время высадки, и даже если бы при этом он был в разы многочисленнее - все равно удержать захваченные позиции, против столь превосходящих сил, он не мог заведомо.

7.0. Как видим, план Босфорской десантной операции был чудовищной авантюрой, обреченной на полнейший провал с огромными потерями для русской стороны, и мизерными - для турецкой.

То, что его не удалось довести до выполнения - огромная для России удача: результаты подобной авантюры были бы сравнимы с Цусимой, по людским потерям даже больше.

Но составители этого плана, чудовищно безграмотного, абсолютно непродуманного и неподготовленного, во всём виноватых искали подальше от себя:
"Таким образом, по причине отсталости стратегической идеологии нашего сухопутного Генерального Штаба, по причине неумения нашего верховного командования оценить важность Босфорской операции и легкую возможность ее осуществления в обстановке 1916 года, а также и по причине ненормального положения вещей в самом нашем верховном командовании эта операция, долженствовавшая иметь решающее влияние на исход войны, не была своевременно приведена в исполнение. "

А сейчас их воспеватели, еще гораздо более глупые и безграмотные, пытаются в своей любимой манере выдать дохлую помойную кошку за грозного тигра.

Словарь и примечания.
ЭБР - эскадренный броненосец (линейный корабль додредноутного поколения).
ЛК - Линкор, линейный корабль дредноутного поколения.
ЛКр - линейный крейсер дредноутного поколения. Отличается от линкора большей скоростью и слабым бронированием, при однотипном с ним вооружении.
ЧФ - российский Черноморский флот.
Лихтер - небольшая плоскодонная баржа, в т.ч. самоходная, с малой осадкой. Изначально использовались как промежуточное средство для перемещения грузов между мелководной пристанью и крупными транспортными кораблями, неспособными из-за осадки подойти к пристани вплотную.

Десантный лихтер типа "X", Англия, 1915 г.
Водоизмещение от 160 т (1-я серия) до 137т (2-я серия), длина 30-32,2 м, ширина 6,1 -6,4 м, осадка 1,1 м. Мощность дизельного двигателя 60 л.с., скорость 8 уз.
Вооружения не имели, могли принимать до 500 чел., или 40 лошадей, или 2-4 орудия.
Всего построено 200 лихтеров 1-Й серии ("Х-1"-"Х-200"), 25 - 2-й серии ("Х-201"-"Х-225") и 25 несамоходных ("DХ-1" - "DХ-25"), предназначенных для буксировки.
Применялись массово для десанта в бухте Сувла (Дарданелльская операция, август 1915г.) и в Мессопотамии.
Большинство продано на слом в 20-е годы. 32 единицы участвовали во 2-й мировой воине.

Десантная баржа типа "болиндер" - самоходные или буксируемые боты водоизмещением до 250-300 т, которые могли принимать до 100 т груза. длина максимальная 54,7 м, ширина 7,1 м, осадка 1,2 м. Два дизельных двигателя общей мощностью 50 л.с., скорость 5,5 уз.
Вооружения не имели, могли принимать до 520 чел. десанта. Построено 50 единиц, из них 29 - без двигателей. В гражданской войне использовались в качестве плавбатарей и канонерских лодок. В составе Азовской флотилии в 1920 г. находились 7 "болиндеров", вооруженных одним 152-мм или 130-мм орудием.

Канонерская лодка "Красная Абхазия" ("Эльпидифор-413"), Россия, 1920 г.
Водоизмещение 1400 т (по проекту 1050 т), длина 74,7 м, ширина 10,4 м, осадка 1,8 м. Две паровые машины общей мощностью 600 п.с., скорость 10 уз.
Вооружение: три 130-мм орудия (по проекту три 102-мм), две 76-мм зенитные пушки, до 120 мин.
Всего заказано 20 единиц, 3 единицы (№ 410-412) построены в 1918 г. по первоначальному проекту как десантные суда, остальные достраивались в СССР после гражданской воины по различным проектам (№ 413, 414, 416 и 417-в качестве канонерских лодок, № 420 - 422 - как нефтеналивные баржи, № 424 - 427 - как баржи для перевозки угля). № 428 и 429 разобраны на стапеле.

Источники:
Бубнов Александр Дмитриевич "В царской ставке", мемуары. http://militera.lib.ru/memo/russian/bubnov_ad/index.html
Глава VII."Почему Россия не завладела Босфором в Первой мировой войне" http://militera.lib.ru/memo/russian/bubnov_ad/18.html
Г.Лорей, "Операции германо-турецких сил. 1914—1918 гг", русский перевод и издание 1938г., с примечаниями редакции по материалам русских источников.
А.М.Зайончковский "Мировая война 1914-1918гг."
скопировано в https://golos.io/ru--istoriya/@victorskaz/bosforskaya-desantnaya-operaciya-realnost-protiv-mifa-chast-3
Tags: ВМФ, Ликбез, ПМВ, Флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments