alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

К истории флота Японии и России. 1. Броненосцы в РИФ, продолжение.

1.1. Теперь - более-менее настоящие броненосцы из того же списка:
(1). Броненосец "Петр Великий", индивидуальный проект. Считается первым русским полноценным броненосцем. В строю с октября 1877г.
Также принято в нашей литературе называть его сильнейшим и лучшим в мире для своего времени - но это у нас делается уж слишком часто, и уж слишком редко для этого реально есть основания.

Конструкция и производство - вроде как российские, хотя Попов при работе над этим проектом оглядывался на британские броненосцы типа Devastation (1869/71/73), а судовые машины российского производства оказались неудовлетворительными, в 1881г. корабль был переоборудован и усовершенствован в Глазго.
Как обычно, "постоянная английская русофобия" в реальности постоянно проявлялась в технической помощи Англии для преодоления российской отсталости.
После этого переоборудования "Петр Великий" преодолел значительное отставание в скорости от британского аналога, и даже перегнал его... но к тому времени Англия еще гораздо дальше ушла вперед.

К 20 веку боевая ценность старичка сильно упала, в 1903г. он стал учебным судном для подготовки артиллеристов, допотопные орудия были в 1905-1906г. заменены на более современные, гораздо меньшего калибра, но сравнимой дульной энергии, и гораздо большей осмысленности (8"/45клб вместо 12"/20клб),
В 1917г. он был назначен плавбазой подводных лодок, в 1921г. превращен в блокшив, а из списков флота исключен только в 1959г.

(2-5) Тип Екатерина II: Екатерина II, Чесма, Синоп, Георгий Победоносец.
Развитие проекта "Петр Великий". Конструкция и производство - российское.
Закладка первых трех произошла в 1883г., последнего - в 1889г.
Спуск на воду 1886-87гг и 1892г, ввод в строй 1889 и 1894гг, соответственно.

Будучи на момент закладки еще вполне приличными, к 20 веку эти барбетные броненосцы сильно устарели морально и физически. Достаточно сказать, что орудия обр.1877г. хотя были в 1,5 раза длиннее и мощнее, чем у великого предшественника, но по прежнему использовали дымный порох, предельная дальность полета была менее 10км (50 каб.), а заметная бронебойность сохранялась только до 2 км (10 каб.) - в период РЯВ уже эффективная дальность торпед составляла 10-15 каб.
"Чесма" и "Георгий Победоносец" были позже перевооружены германскими орудиями Круппа 12"/35 обр. 1886г., рассчитанными на применение дымного пороха, но приспособленными и для пироксилина.
Скорость в 15 узлов была весьма неплоха для 70-80-х гг. 19 века, но к началу 20 века требования к скорости броненосцев сильно поднялись, а реальная скорость старичков упала.
Однако, до 1907-1910г. и они считались боевыми кораблями русского флота.

(6-7) Тип "Император Александр II": "Император Александр II", "Император Николай I".
Годы создания 1883(86)/1887(89)/1897, такой огромный промежуток времени от спуска на воду до окончательного ввода в строй был связан с длительной доделкой артиллерии.
Орудия главного калибра (ГК) ровно те же самые, что у предыдущего типа, но орудия "Николая 1" уже не в барбетах, а в башнях, и число орудий ГК - всего 2 на броненосец. Зато к ним добавлено 4 орудия 9"(229мм) в казематах, и 8 орудий 6", расположенных открыто.
Кроме того, было традиционное для этого периода малокалиберное вооружение из 37-мм и 47-мм пушек Гочкиса в роли противоминных. Скорость тоже совпадающая с предыдущим типом. Мореходность и запас хода получились неплохими, броненосцы этой серии отмечены неоднократным участием в дальних походах.
С осени 1904г. до мая 1905г. "Николай 1" был флагманом Отдельного отряда под командованием Небогатова, принял участие в Цусимском сражении и сдался, еще 10 лет прослужил Японии в качестве ББО под именем "Ики", и в 1915г. окончил службу в качестве плавучей мишени.
"Император Александр 2" в боевых действиях не участвовал, после революции и гражданской войны даже еще выходил в море, окончательно списан в 1922г.

(8) "12 апостолов". 1888/90/92гг. Черноморский броненосец.
Конструкция и производство - российское.
Известен как персонаж анекдота, согласно которому англичане ужасно встревожились, услышав о закладке Россией сразу аж 15 броненосцев - 12 апостолов и 3 святителей, которые оказались всего лишь двумя кораблями с такими вот "множественными" названиями.
Анекдот сам по себе забавен, но по отношению к реальной истории - очевидная чушь, как увидим ниже.

В реальности, корабль был весьма скромным, экономным, и по конструкции компромиссным между военными пожеланиями и бюджетными возможностями. В барбетных установках находились орудия 12"/30 образца 1877г., описанные ранее, кроме них были четыре 152-мм орудия того же поколения, и малокалиберная артиллерия. Скорость тоже, как и у предыдущих типов, до 15 узлов вначале.
В боевых походах не участвовал ни разу. В 1911г. разоружен и превращен в блокшив, в 1926г. разобран на металл.

(9) "Гангут". 1888/90/94. Современник и более-менее аналог "12 апостолов".
Конструкция и производство - российское.
Успел получить у современников оценку "Одна мачта, одна труба, одна пушка — одно недоразумение".
В реальности, кроме одной пушки ГК (все те же 12"/30клб обр. 1877г, естественно), были еще 4 орудия 229мм/35клб и 4 орудия 152мм/35клб, и обычные малокалиберные орудия Гочкиса, мало что менявшие в его боеспособности.
Попытка обеспечить надежное бронирование, вместе с низким качеством исполнения работ, привели к многочисленным дефектам и значительной перегрузке конструкции.
В результате, при ударе о скалу в 1897г. корабль затонул, не дослужив даже 3 полных лет. Строился он вдвое дольше.

Итого, за этот период видим производство 9 броненосцев русского флота.
Кроме одного самотопа, 8 остальных на время РЯВ числятся в составе РИФ.
Все они, даже 1 принявший участие в РЯВ, к ее началу были совершенно устаревшими.

Из них, все на время РЯВ имеют малокалиберное вооружение системы Гочкиса и среднекалиберное системы Канэ, покупное во Франции или сделанное в России по французской лицензии;
2 перевооружены немецкими орудиями ГК.
1 переоборудован в Великобритании (не в Англии, а в Шотландии, если быть точным) английскими судовыми машинами.
Но при этом все считаются по конструкции и месту производства русскими, а то как же. ;-)

Как видим, списочно-огромный русский броненосный флот перед РЯВ в значительной мере состоял из старья: в списке значатся 6 экземпляров совсем уж рухляди с 60-х годов 19 века, один экземпляр 70-х годов, к РЯВ уже потерявший статус боевого корабля, и 8 условно-боеспособных экземпляров от 80-х годов до начала 90-х гг. 19 века.
Из этих 8 кораблей 1 потонул еще до наступления 20 века, 2 были мобилизованы в ходе выскребания по сусекам пополнения для РЯВ, и даже приняли участие в Цусимском бою - один потоплен, другой попал в плен и перешел на японскую службу.
Tags: Ликбез, РЯВ, Флот, без-ретуши
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments