?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О, сколько нам открытий чудных...(1)
alan_a_skaz
Сначала - то, что для знающих людей никогда не было открытием: в сражении при Коронеле неравенство сил было гораздо больше, чем в Корейском проливе, потому что при Коронеле германские броненосные крейсера обладали многократным преимуществом в огневой мощи по сравнению с английскими как-бы-аналогами, а в Корейском проливе было небольшое численное преимущество у японцев, - но при этом вооружение сторон было более-менее однотипным, и силы были вполне сравнимы.

Однако, чтобы в очередной раз объяснить это хрустобулочным незнайкам, пришлось освежать память и уточнять подробности, а заодно узнать, что сейчас об этом пишут.
Тут-то открытия и посыпались! ;-)

Первым открытием стало то, что, наскоро заглянув на проект World of Warships от Wargaming, я увидел: вики-база знаний, изначально созданная вменяемыми специалистами, претерпела серьёзные изменения под натиском безграмотной школоты, обчитавшейся хрустобулочных фантазий.
Вчера даже название крейсера Monmouth в заголовке было написано неграмотно: "М_А_нмут". Сегодня заглянул - название уже исправлено на оригинал латиницей, но прочая чушь в тексте осталась.

Гораздо ранее то же самое произошло с русской википедией.
Интересно, аналогичный проект World of Tanks, принесший фирме Wargaming славу, авторитет и наплыв игроков, тоже в таком состоянии?
Или его спасает (пока) полнейшее отсутствие танков в Российской Империи? ;-)

Прочие открытия-в-кавычках - уже следствие предыдущего.
О, сколько нам открытий чудных... Идиотизм несёт прилюдно.

Оказывается, создание "Рюрика" вызвало у англичан не менее чем панику!
Это у державы, на тот период обеспечивавшей своё превосходство на море перед соединенными силами двух (!) следующих по силе флотов, способной отстоять свои интересы в любой точке мирового океана.
У державы, которая выпустила несколько серий (!) кораблей, близких к "Рюрику" по назначению и ТТХ, для своего флота, и не забывала массово производить боевые корабли на экспорт для чужих флотов, - за то время, пока Россия осилила создание трех единиц (!) кораблей - самого "Рюрика" и двух его потомков, крейсеров "Россия"(1897) и "Громобой"(1900).

В чем же была причина паники?
Оказывается, для начала - "Рюрик" обеспечивал дальность автономного плавания 19 тыс. миль, и это было, тогда и надолго потом, мировым рекордом с большим отрывом!
(подозреваю, что автор сего заявления спутал "дальность плавания на одной заправке топливом" с дальностью "пробега без капремонта", т.е. реального произведенного путешествия со всеми остановками, при заходах на дозаправку)
А еще "Рюрик" сочетал потрясающую и небывалую скорость с мощным бронированием и вооружением!
(подозреваю, что авторы этих и подобных заявлений не составили себе труда ознакомиться с реальными ТТХ иностранных современников-аналогов)
И, стало быть, он один мог угрожать английскому судоходству одновременно на всей планете! :-)

В реальности, его дальность плавания экономичным ходом составляла по разным источникам от 6,6 до 6,7 тыс. миль, у его потомков - 7,7 и 8,1 тыс. миль, и это вовсе не чудо - у английских аналогов того же времени бывало и значительно больше.
По скорости английские аналоги, естественно, удерживали превосходство всё время. Ведь в 19 веке и начале 20 века самые скоростные из "русских" кораблей имели машины английского или немецкого, в крайнем случае французского и американского производства - потому что машины российского производства сильно уступали продукции развитых стран в качестве, эффективности (К.П.Д.) и энерговооруженности.
А для себя англичане делали машины не хуже, чем на экспорт.

История создания "Рюрика" была довольно долгой. Задача создания специального корабля для крейсерской войны на вражеских коммуникациях была поставлена в российской долгосрочной кораблестроительной программе от 1881г., но "Адмирал Нахимов" и "Дмитрий Донской" были далеки от решения такой задачи, прежде всего по скорости и дальности хода.
Проект "Рюрика" был составлен к 1888г., в 1990г. состоялась закладка, в 1892г. - спуск на воду, но не надо путать спуск на воду с вводом в строй, который состоялся в октябре 1895г. - через 5,5 лет после закладки (замечательно для России, но не для развитых стран) и через 7-8 лет после начала проектирования (даже для России не блестяще).

Получилось обычное для царской России положение дел, когда передовой по замыслу корабль за время его строительства успел отстать от мирового уровня. Сохраненное на крейсере парусное вооружение было уже явным анахронизмом (англичане от него отказались еще до начала проектирования "Рюрика", последним их парусно-паровым гибридом были "Имперьюз" - ввод в строй в 1886г.).
Анахронизмом было и размещение орудий главного калибра в спонсонах - это сильно снижало их защищенность и доступный им угол наведения. Потомки "Рюрика" имели уже башенное размещение вооружения.
Скорость хода "Рюрика" в 18 (до 18,5 узлов на кратковременном рывке) была неплохой для броненосца того же времени, но для крейсера в развитых странах это уже не считалось хорошей скоростью.

Для сравнения, как раз в промежуток времени от проектирования до ввода в строй "Рюрика" англичане успели начать и закончить выпуск серии из 9 (ДЕВЯТИ) больших бронепалубных крейсеров типа "Эдгар" с вооружением 234 мм в башнях, и дальностью плавания 10 тыс. миль (!) на одной штатной заправке.
По справочнику, скорость "Эдгаров" - те же 18 узлов, но они выдерживали такую скорость непрерывно на протяжении 48 часов, а "Рюрик" мог держать свою паспортную скорость лишь кратковременно, в таком режиме "Эдгары" развивали до 20 узлов.

Скорость в 17-18,5 узлов у англичан могли развивать даже "Орландо", которые были серией в 7(СЕМЬ) экз. выпущены еще до закладки (!) "Рюрика" и уже тогда считались тихоходными, зато были броненосными и тяжеловооруженными, имели дальность хода 8 тыс. миль.

В России тогда был "Адмирал Нахимов", по мнению русской Википедии "в числе самых мощных и быстроходных крейсеров в мире", имевший скорость аж целых 16,7 узлов, как и его британский прототип "Имперьюз" - но немного уступал ему в вооружении и много - в дальности плавания (5 тыс. миль экономичным ходом против 6,5 тыс.).
Еще был более ранний "Дм.Донской"(1885), по всем параметрам уступавший даже "Нахимову".
Еще был крейсер "Память Азова", ровесник серии "Орландо", тоже значительно уступавший "Нахимову" по всем параметрам, кроме скорости, ради поднятия которой пожертвовали всем остальным: бронированием, вооружением, дальностью плавания. Но и скорость подняли ненамного: до 17,25 узлов.
Как видим - то, что считалось ужасно тихоходным в Англии, оказывалось как минимум не хуже российских "быстроходнейших в мире" аналогов-современников.

Чуть более ранние предшественники "Эдгаров", тип "Блейк", при таком же вооружении имели гораздо меньше дальность хода, зато скорость 22 узла.
Серия "Пауэрфул", которая считается ответом англичан на появление "Рюрика" - это самые крупные в истории бронепалубные крейсера, и самые крупные на тот момент крейсера в мире, водоизмещением 14 тыс.т., они могли длительное время держать скорость 22 узла.
Их конструкцию критиковали много и заслуженно. Однако они, во всяком случае, были достаточным противовесом не только "Рюрику", но и вслед за ним построенному крейсеру "Россия".

А когда как-бы-серия доработанных потомков "Рюрика" завершилась созданием "Громобоя", у англичан было выпущено 8 (ВОСЕМЬ) больших бронепалубных крейсеров "Диадем" и серия из 6 (ШЕСТИ) броненосных "Кресси", более скоростных и лучше вооруженных - хотя у них было всего 2 орудия 234мм, против 4 орудий 203мм у русских аналогов, но эти орудия имели снаряд тяжелее почти вдвое, и скорострельность в полтора раза выше, так что вес разового залпа у них был практически равен, а по выпускаемым в минуту снарядам преимущество было за "Кресси" и его аналогично вооруженными соотечественниками.

Но и это еще не всё! Помимо крейсеров, англичане создавали еще и т.н. броненосцы 2 класса, пригодные для примерно тех же задач: по скоростным качествам они отставали от английских же, или французских, крейсеров, - но оказывались в этом наравне с русскими крейсерами, значительно превосходя их по вооружению и бронированию.
"Барфлер” и “Центурион”" - ровесники "Рюрика" по дате закладки (1890), но введены в строй были на год раньше (1894г).
В 1897г. был введен в строй броненосец 2 класса "Ринаун" - чуть раньше крейсера "Россия" и на 4 года раньше аналогичных русских "Пересветов", которые по замыслу, как и их британские предшественники, должны были стать сравнимы с крейсерами по скорости, а с эскадренными броненосцами - по вооружению и бронированию.
Но и на этот раз воплощение передовых идей в России безнадежно отстало: по скорости на тот момент "Пересветы" отставали даже от современных им полноценных броненосцев, произведенных в развитых странах, еще сильнее отставая от них в боевой силе.
А неэффективность российских машин сильно повышала расход угля даже по сравнению с гораздо более тяжелым и мощным "Ретвизаном", соответственно снижая дальность автономного плавания.

Ну как же тут было не паниковать англичанам! Против малой горстки относительно быстроходных броненосных кораблей, введенных в строй Россией за конец 19 - начало 20 века, они на тот же период ввели в строй "всего лишь" на порядок больше кораблей, имеющих тактико-технические характеристики как минимум не хуже.


  • 1
>В чем же была причина паники?

Ну панику по поводу "Рюрика" вполне грамотно провел в Англии лорд Брассей - автор популярных тогда справочников

Английские флотские специалисты вообще обожали тогда "нагнетнуть паники" в печати - дабы выжать из Парламента сверхсметные ассигнования. До паники 1889 года (программа Солсбери (хе хе) так хорошо описанная Парксом, по ней кстати помимо всего прочего построили "Эдгары" и броненосцы "Центурион" и "Барфлер" что вы тут помянули дело не дошло - тогда из парламента выжали ДВАДЦАТЬ ОДИН с половиной миллионов фунтиков сверх сметы на пять лет (для справки покупка контрольного пакета акций Суэцкого канала обошлась в 1,5, легендарный "Дредноут" в 1906м встанет в 1,7 миллиона паундов) конечно не дошло, но и ассигнования на постройку 10 (десяти) крейсеров первого класса (два "Поверфула" и восемь "Диадем") то же неплохо да :) Причем правда пугал Брассей не только "Рюриком" но и начавшимися типа строится во франции "крейсерами-корсарами" (на деле французы еще три года раскачивались прежде чем зафуговали первую пару :) и американскими "Коламбия" и "Минеаполис" (это уже были всем рейдерам рейдер, квинтэссенция так сказать рейдерской идеи).


А так потом Брассей перед публикой даже извинился - после достройки "России" :

"Если бы мы раньше имели случай рассмотреть «Рюрик», то «Powerful» и «Terrible» никогда не были бы построены." (с) 1896 год.

семь с хвостиком миллионов фунтиков из бюджета - за пару заметок в журналах... Браво ваше Лордство. А потом конечно "сорри..."


Но англичане не были бы англичанами если бы не умели правильно распоряжаться теми кораблями что имели - "Поверфулл" и "Террибл" сыграли огромную роль в Англо-бурской войне - вовремя перебросив войска, а пушки этих крейсеров поставленные на сухопутные лафеты (сделанные на борту кораблей в ходе перегона от Гиблартара к Южной-Африке) сыграли решающую роль в спасении от буров осажденного
Ледисмита. Где то там свой орденок и будущий капитан "Титаника" Смит заработал :)


Оказывается, для начала - "Рюрик" обеспечивал дальность автономного плавания 19 тыс. миль,

Все верно - силовую на Рюрике делали по образцу силовой "Блейка" и "Бленхейма" - 4 машины на два вала. Если бы ее использовали по тому, как это предполагалось - он бы имел бы дальность плавания как раз 12-18 тыс миль в зависимости от опыта командования и качества угля.

Но тогда бы он мог бы как американский "Бруклин" (имевший точно такую же силовую) в бою оказаться со спущенными штанами (с неподключенными к валу носовыми машинами) Это американцам в 1898м повезло - противником были испанцы :) Так нечестно.



Edited at 2018-11-11 11:02 pm (UTC)

Да, кроме ТТХ есть политика и экономика, которые часто оказываются важнее. Спасибо за замечание.

  • 1