?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
продолжение дискуссии - о причинах и следствиях РЯВ
alan_a_skaz
В обсуждении одного из предыдущих постов https://alan-a-skaz.livejournal.com/46021.html сформировалось несколько направлений, весьма отдаленных от изначальной темы поста.
Мне показалось уместным их выделить более обособленно, тем более что в исходном посте число комментариев перевалило за полтысячи, и стало очень сложно в них разбираться.

В данном обсуждении - анализ причин и следствий РЯВ, оценка значимости проигрыша, роль иностранных держав и внутренних причин, и т.п.
Мои основные тезисы:
1. Помощь иностранных держав оказывалась в сравнимой степени обеим сторонам конфликта, и не была определяющей для результатов войны.
2. Россия, в лице ее царской власти, должна была прежде всего сама заботиться о своих интересах, и сама отвечать за последствия. Попытки свалить всю вину на внешние причины - это оправдания плохого танцора.
Считаю разумным копипастить сюда ваши предыдущие высказывания, если считаете уместным их тут повторить.
Кроме того, попробую вынести сюда полезные, как мне кажется, разъяснения отдельных частных моментов, в которых обнаружилось кардинальное непонимание у некоторых участников беседы.

  • 1

Re: Технологическое превосходство японцев на море

Кстати о строительстве новых кораблей.

Само по себе строительство крупного военного корабля - процесс весьма долгий, поэтому обычно планируется задолго до предполагаемой войны.
Предвоенные кораблестроительные программы России и Японии датируются 1896г, к примеру, а заказанные в 1900г. броненосцы или крейсера уже скорее всего опоздали бы на войну, в лучшем случае оказались бы с неподготовленным экипажем и кучей недоделок.

Россия умудрилась затянуть с выполнением даже того, что было заказано хорошо загодя. Вовремя русские заказы были выполнены иностранными фирмами, и только ими.

Однако, есть еще путь - покупка готового. Это быстрее.

Так вот, как раз в преддверии РЯВ конфликт между Аргентиной и Чили был урегулирован без войны, стороны заключили соглашение о сокращении вооружений и отказе от расширения военных флотов.
Оказались выставленными на продажу англо-чилийские скоростные броненосцы и противостоящие им итало-аргентинские броненосные крейсера.

У нас обычно пишут, что злобные итальянцы с англичанами (хотя на самом деле - чилийцы с аргентинцами) отказались бедной России продавать столь нужные ей корабли.

В реальности, Россия имела физическую и юридическую возможность купить и то и другое!
Японцы были гораздо более стесненными в деньгах, и Россия могла их оттеснить с аукциона, банально повысив цену.

Однако, при переговорах с аргентинцами и итальянцами русский представитель захотел слишком большие откаты себе лично, поэтому крейсера стали называться "Ниссин" и "Касога", и приняли заметное участие в РЯВ на стороне Японии.

Аналогично, в переговорах с Чили японцы были бы и рады перехватить заказ, но их деньги уже были выделены на крейсера, и на броненосцы не хватало - то, что смогли предложить японцы, не устраивало чилийцев.
Вот тут бы и купить готовое!
Но русские представители, видя такую удачную обстановку, вместо предложения разумной цены слишком уж пожадничали - и предложили ненамного больше японцев, опять же желая сэкономленное "распилить".

В результате, англичане выкупили себе обратно эти броненосцы за половину их исходной цены. Якобы, чтобы эти корабли не достались России - в реальности уже после того, как Россия такую возможность упустила.

И в это же самое время достройка ЭБр серии "Бородино", производившихся в России по французским чертежам, отстала от запланированных сроков на пару лет.
Из серии в 5 кораблей весьма современного уровня вовремя на войну не попал ни один.
"Слава" на войну не попал вообще: был введен в строй уже после Цусимы.
Остальные должны были по плану быть заранее переведены на Дальний Восток, и там проходить полную штатную подготовку экипажей.
Но ввод в строй задержался до осени 1904г.

Тогда корабли были наспех укомплектованы экипажами (в которых значительную часть офицерского состава обеспечили новички сразу из училища, а нижних чинов - штрафники и неумехи, и прочие кого не жалко было), и отправлен в поход, где по пути эскадра показала полнейшую неадекватность и неумелость в Гулльском инциденте (см. http://alan-a-skaz.livejournal.com/27574.html), а кончилось всё закономерно Цусимой.

Кто в этом всём был виноват?
Англия, конечно! :-)))))))

  • 1