alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

о потерях флотов в РЯВ - предисловие

Чуть более 2 недель назад я уже приводил детальный и подробный подсчет "огромных" потерь японского флота в РЯВ: https://alan-a-skaz.livejournal.com/47727.html
Естественным было бы сразу же дать и потери царского флота, но на некоторое время мне стало не до ЖЖ.
К тому же, при той же степени подробности (а иное было бы несправедливо) подсчет потерь царского флота, по причине их огромности, требует бОльшего объема публикации, и бОльшего времени на подготовку, его придется разбить на несколько постов.

А пока, как анонс и предисловие: сначала перечислим то немногое, что было НЕ потеряно из всех немалых сил Р.И.Ф., находившихся на ТВД перед РЯВ или направленных туда уже в ходе войны.

1. Т.н. крейсер 2 ранга "Алмаз", 3,3 тыс.т., ввод в строй 1903г., российская для разнообразия конструкция и постройка, по сути яхта или посыльное судно - лишенное брони, со смехотворно слабым вооружением (4*75мм на момент Цусмимского сражения) и тихим ходом (19 узлов на приемных испытаниях).
Не являясь ни значимой боевой силой, ни желанной добычей, "Алмаз" в ходе сражения оказался Неуловимым Джо и благодаря этому - самым крупным (!) как-бы-боевым кораблем, прорвавшимся в пункт назначения Владивосток. Из 295 чел. экипажа 5 были убиты во время Цусимского сражения и 11 ранены, корабль получил 29 повреждений, но скорее случайным образом, чем от целенаправленных усилий противника.

2. Миноносец "Бравый" - тип "Буйный", доработка английского проекта Ярроу, 0,42 тыс.т., 1901г., во время Цусимского сражения подобрал около 150 чел. из команды тонущего ЭБР "Ослябя", при собственом экипаже в 62 чел., потери в бою 9 чел. убитыми, в т.ч. 5 спасенных с "Ослябя", и 6 тяжелораненых. Добрался до Владивостока.

3. Миноносец "Грозный" - тип "Грозный", доработка английского проекта Ярроу, 0,41 тыс.т., 1904г., экипаж 72 чел., во время Цусимского сражения подобрал 10 чел. из команды вспомогательного крейсера "Урал", потери в бою 4 чел. убитых и 3 раненых. Добрался до Владивостока.
Всего до Владивостока после Цусимского сражения добралось 3 корабля и на них 295-5+62+150-9+72+10-4=571 человек из 38 кораблей и более 16 тыс. личного состава разгромленных эскадр 2ТОЭ и 3ТОЭ, убитых на этих прорвавшихся кораблях было 18 человек.

4. Крейсер 1 ранга "Богатырь" немецкой конструкции и постройки, головной корабль типа "Богатырь". 7,4 тыс.т., 1902г.
В мае 1904г. на большой скорости напоролся на камни в тумане, поскольку контр-адмирал Иессен посчитал трусостью передвижение на малой скорости и не желал тратить на это свое драгоценное время, а капитан побоялся обвинений в трусости и не посмел спорить с начальством.

Вообще-то это должно бы считаться как небоевая потеря, потому что до конца РЯВ крейсер уже не вернулся в строй;
но поскольку крейсер чудом остался после катастрофы на плаву, и был после войны восстановлен - в список потерь его все-таки не вносим.
А у него одного водоизмещение на треть больше, чем суммарное водоизмещение у всех (!) небоевых потерь Японии в РЯВ. И боевая ценность его гораздо выше, чем у японского старья и мелочи в той же категории потерь.
Снова вспоминаем хихиканье "патридиотЪовЪ" над якобы-огромными небоевыми потерями "криворуких япошек".
Как видим, с криворукостью у нас было еще хуже.
Правда, небоевые потери японцев оказались даже больше, чем потери в открытом бою, а небоевые потери царского флота кажутся мизерными на фоне его огромных боевых потерь - но это тоже не к чести царского флота, и не зазорно для японского.

5. Броненосный крейсер "Россия". 12,1 тыс.т., 1897г.
6. Броненосный крейсер "Громобой". 12,5 тыс.т., 1900г.
Подробнее о "Рюрике" и его потомках см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/46085.html
Вместе с "Рюриком" и "Богатырем" составляли Владивостокский отряд крейсеров, занимались рейдерством против безоружных транспортов и пароходов - на большее будучи не способны.
Единственный раз за всю РЯВ 1(14) августа 1904г. приняли участие в открытом бою со сравнимым по силе противником, не по своей инициативе, и этот бой (в Корейском проливе, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/46769.html) стал почти безответным разгромом Владивостокского отряда крейсеров: "Рюрик" был потоплен, его команда на 1/4 убита и на 3/4 взята в плен, сбежавшие "Россия" и "Громобой" получили тяжелые повреждения и серьезные потери, на длительный срок полностью потеряв боеспособность и решившись на следующий как-бы-боевой выход в море (тоже рейдерство) только в апреле 1905г.
Окончательное восстановление их боеспособности произошло уже после РЯВ в ходе капитального ремонта 1906-1909гг.
Итого уцелело в РЯВ из боевого состава Р.И.Ф.: 6 кораблей, общим водоизмещением 36,1 тыс.т., из которых "Богатырь" в 7,4 тыс.т. до конца войны оставался небоеспособным.
Вот и всё, что уцелело из сил Р.И.Ф. на Дальнем Востоке за время РЯВ.
ВСЁ остальное - потери, надо только уточнить их категории и обстоятельства.
Tags: ВМФ, РЯВ, Флот, без-ретуши, военная история, история, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments