alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

к «Столица Колчака 9: Хороший или плохой военный. Часть 3 - Охота за шведской…

Здесь сказано далеко не всё.
Первый такой конвой, по которому англичане сдали русским информацию из своего шведского посольства, был упущен начисто.
Это было как падение в лужу на ровном месте.

Если политкорректно, "операция была недостаточно спланирована", по сути - царский флот проявил разгильдяйство и некомпетентность, упустив легкую и жирную добычу из под самого носа.

Вторую операцию планировали тщательно, чтобы сгладить репутационные потери от предыдущей попытки.
"Выполнение задачи возлагалось на специально сформированный отряд особого назначения под командованием контрадмирала П. Л. Трухачева (командир 1-й бригады крейсеров).
В состав были включены: БрКр «Рюрик», Кр «Богатырь» и «Олег», эсминцы «Новик», «Победитель», «Гром» (из 1-го дивизиона) и 8 угольных миноносцев 6-го дивизиона"


Подчеркиваю: группа Колчака была вспомогательной силой в операции, должна была действовать по заранее составленному плану и приказам командующего операцией.
Их задача: найти конвой, не дать ему уйти, навести на него главные силы. От которых не ушел бы ни один транспорт из 14, входивших в состав конвоя.

Но тогда Колчаку не достались бы главные лавры победы!
Он, использовав преимущество в скорости, оторвался от основной группы, в составе пары эсминцев вылетел навстречу конвою, дал предупредительный выстрел.
Не знаю, каким надо быть идиотом, чтобы надеяться. что от этого выстрела немцы поднимут белые флаги.
Колчак оказался именно таким.

Немцы стали резко менять курс, уходя в шведские воды. Отступление прикрыл вооруженный транспорт "Герман", носивший гордое звание вспомогательного крейсера.
* Прим. Так называются гражданские по назначению суда, наспех переоборудованные для вспомогательных задач военного флота в военное время.
При описании этого боя хрустобулочниками-патридиотами слово "вспомогательный" обычно "забывают", пытаясь выдать символически вооруженный транспорт, с полу-обученной бою командой, за полноценный боевой корабль.


Как выше справедливо указано, в эту удобную мишень, большую и малоподвижную, пришлось всадить несколько торпед и множество снарядов, пока остальной конвой ушел без прочих потерь.
Таковы шведские и немецкие данные.

В рапорте Колчака, конечно, написано, будто его огонь перетопил основную часть уходящих вражеских кораблей.
Это очевидная чушь: снаряды, выпущенные примерно в сторону еле видимого, а потом и вовсе не видимого противника, имели мизерные шансы попасть хоть раз;
для потопления крупного транспорта нужно несколько десятков удачных (!) попаданий таких легких снарядов, какими могли стрелять 102-мм пушки "новиков".
См. снова, сколько под огнем в упор продержался "Германн".

Некоторые т.н. историки, патридиотической направленности, склонны принимать за истину в последней инстанции рапорта царских командиров, даже такие бесстыже-брехливые, как у Колчака и Руднева.
Прочие источники информации при этом игнорируются, чтобы не давать повод ни малейшим сомнениям.

Фактически, Колчак своим самовольством сорвал операцию всей группы.
И был достоин трибунала за это.

Также он совершил военное преступление, отказавшись подбирать моряков с единственного потопленного им транспорта.
Оправдания про якобы появление вражеских подводных лодок - чушь несусветная: в таких условиях, ПЛ можно было бы заметить разве что уже по выпущенным ей торпедам, скорее всего приводящим к потоплению хотя бы одного из русских эсминцев.
Других вражеских сил там в реальности не наблюдалось тоже.

Но самохвальному рапорту Колчака в который уже раз было оказано полное доверие.
Как и после боя в Чемульпо, за неимением реальных побед было свыше решено выдать позорный провал за великую пэрэмогу.
Англичан это не обмануло: после второго подряд провала они перестали сдавать маршруты и даты прохождения конвоев криворуким союзникам, поручая борьбу с конвоями своим подводникам.
Которые действовали на Балтике гораздо успешнее и эффективнее, чем весь Балтфлот, вместе взятый.

Зато преступник Колчак в результате обошел своего начальника операции в карьерном росте, получил досрочно звание вице-адмирала, и отправился командовать Черноморским флотом.
Где тоже преуспел более всего в писании рапортовЪ, столь же самохвальных, и столь же лживых.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Tags: ПМВ, Флот, без-ретуши, военная история, история, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments