?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
к «Столица Колчака 9: Хороший или плохой военный. Часть 3 - Охота за шведской…
alan_a_skaz
Здесь сказано далеко не всё.
Первый такой конвой, по которому англичане сдали русским информацию из своего шведского посольства, был упущен начисто.
Это было как падение в лужу на ровном месте.

Если политкорректно, "операция была недостаточно спланирована", по сути - царский флот проявил разгильдяйство и некомпетентность, упустив легкую и жирную добычу из под самого носа.

Вторую операцию планировали тщательно, чтобы сгладить репутационные потери от предыдущей попытки.
"Выполнение задачи возлагалось на специально сформированный отряд особого назначения под командованием контрадмирала П. Л. Трухачева (командир 1-й бригады крейсеров).
В состав были включены: БрКр «Рюрик», Кр «Богатырь» и «Олег», эсминцы «Новик», «Победитель», «Гром» (из 1-го дивизиона) и 8 угольных миноносцев 6-го дивизиона"


Подчеркиваю: группа Колчака была вспомогательной силой в операции, должна была действовать по заранее составленному плану и приказам командующего операцией.
Их задача: найти конвой, не дать ему уйти, навести на него главные силы. От которых не ушел бы ни один транспорт из 14, входивших в состав конвоя.

Но тогда Колчаку не достались бы главные лавры победы!
Он, использовав преимущество в скорости, оторвался от основной группы, в составе пары эсминцев вылетел навстречу конвою, дал предупредительный выстрел.
Не знаю, каким надо быть идиотом, чтобы надеяться. что от этого выстрела немцы поднимут белые флаги.
Колчак оказался именно таким.

Немцы стали резко менять курс, уходя в шведские воды. Отступление прикрыл вооруженный транспорт "Герман", носивший гордое звание вспомогательного крейсера.
* Прим. Так называются гражданские по назначению суда, наспех переоборудованные для вспомогательных задач военного флота в военное время.
При описании этого боя хрустобулочниками-патридиотами слово "вспомогательный" обычно "забывают", пытаясь выдать символически вооруженный транспорт, с полу-обученной бою командой, за полноценный боевой корабль.


Как выше справедливо указано, в эту удобную мишень, большую и малоподвижную, пришлось всадить несколько торпед и множество снарядов, пока остальной конвой ушел без прочих потерь.
Таковы шведские и немецкие данные.

В рапорте Колчака, конечно, написано, будто его огонь перетопил основную часть уходящих вражеских кораблей.
Это очевидная чушь: снаряды, выпущенные примерно в сторону еле видимого, а потом и вовсе не видимого противника, имели мизерные шансы попасть хоть раз;
для потопления крупного транспорта нужно несколько десятков удачных (!) попаданий таких легких снарядов, какими могли стрелять 102-мм пушки "новиков".
См. снова, сколько под огнем в упор продержался "Германн".

Некоторые т.н. историки, патридиотической направленности, склонны принимать за истину в последней инстанции рапорта царских командиров, даже такие бесстыже-брехливые, как у Колчака и Руднева.
Прочие источники информации при этом игнорируются, чтобы не давать повод ни малейшим сомнениям.

Фактически, Колчак своим самовольством сорвал операцию всей группы.
И был достоин трибунала за это.

Также он совершил военное преступление, отказавшись подбирать моряков с единственного потопленного им транспорта.
Оправдания про якобы появление вражеских подводных лодок - чушь несусветная: в таких условиях, ПЛ можно было бы заметить разве что уже по выпущенным ей торпедам, скорее всего приводящим к потоплению хотя бы одного из русских эсминцев.
Других вражеских сил там в реальности не наблюдалось тоже.

Но самохвальному рапорту Колчака в который уже раз было оказано полное доверие.
Как и после боя в Чемульпо, за неимением реальных побед было свыше решено выдать позорный провал за великую пэрэмогу.
Англичан это не обмануло: после второго подряд провала они перестали сдавать маршруты и даты прохождения конвоев криворуким союзникам, поручая борьбу с конвоями своим подводникам.
Которые действовали на Балтике гораздо успешнее и эффективнее, чем весь Балтфлот, вместе взятый.

Зато преступник Колчак в результате обошел своего начальника операции в карьерном росте, получил досрочно звание вице-адмирала, и отправился командовать Черноморским флотом.
Где тоже преуспел более всего в писании рапортовЪ, столь же самохвальных, и столь же лживых.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий


  • 1
Справедливости (и заклепничества:)) ради - "Герман" был вооружен не совсем символически, неся 4 - 105-мм орудия. То бишь, по весу залпа был на одном уровне с "новиками".

К орудиям нужно еще обученный расчет и полноценную СУО (систему управления огнем).

Обученность царских моряков, конечно, зачастую оказывалась ниже плинтуса, как показывают результаты многих реальных исторических событий, - но полуобученные наспех немецкие резервисты ничуть не лучше.
И управление огнем там было явно не чета "новикам".
Такое вооружение было рассчитано только на то, чтобы не стать легкой добычей для совсем уж слабого противника.

К тому же, в этом неравном бою основной результат дали торпеды. Которых у "Германа" не было вовсе.

Рюрику тот Герман - на один залп главный калибром.
А колчаковские потратили значительную часть бк.

По плану операции, именно "Рюрик" и должен был взять на себя разгром охраны каравана, эсминцы должны были заранее отрезать караван от шведских вод, после чего все транспорта берутся тепленькими - или в плен, или на дно.

Но Колчаку хотелось урвать себе все лавры, и получилось что получилось.

"именно "Рюрик" и должен был взять на себя разгром охраны каравана" - учитывая вооружение Рюрика наличием у каравана охраны можно было уже пренебречь.

Воистину. ;-)
Русское руководство было всерьез настроено не допустить провал операции еще раз.
Силы для нее были собраны многократно избыточные.
Но разве они могли предвидеть и учесть выходку Колчака?

Вместо двух балтийских сев стоило заказать в Англии ещё пару усиленных Рюриков. Чтобы с турбинами и без пушек в 8". В ГК только 4x2 - 10" и броню чутка потолще.
Балтийский флот мог бы пополниться двумя весьма злобными и эффективными монстриками.

Много чего можно было БЫ.
И в первую очередь - обеспечить подготовку экипажей, а также адекватное командование.

Единственный экземпляр "Рюрика-2" в реальной истории значительную часть времени своей службы провел в ремонтах, а в остальное время не совершил ничего такого, что было бы достойно затрат на его создание.

Пишут о попадании по "Роону" или даже "нескольких попаданиях" во время позорного для РИФ боя у о-ва Готланд, - но, зная обычаи русских рапортов и патридиотЪических источниковЪ, я без дополнительной проверки по более-менее достойным уважения источникам не склонен принимать это сообщение на веру.
Во всяком случае, в службе "Роона" никаких перерывов на ремонт тогда не было.

Вот что пишет А.Больных, который склонен к умеренному хрустобулочничеству в оценках, но к фактам и документам относится вполне уважительно:

"Бой велся на дистанции 76 — 82 кабельтова, но броненосные крейсера попаданий не добились. Зато преуспел «Любек», который сумел всадить в «Рюрик около 10 снарядов 105 мм, повредив надстройки броненосного крейсера. Никакого более серьезного вреда легкие снаряды причинить не могли. Русские остались твердо уверены, что добились нескольких попаданий в «Роон», на котором даже возник пожар. Немцы утверждают, что ни «Любек», ни «Роон» попаданий не получили, хотя их палубы были буквально засыпаны осколками от близких разрывов. В 10.20 Пышнов получил сообщение сигнальщика о замеченном перископе и круто повернул вправо, прекратив бой."

Он, как минимум, выходил в море и стрелял в сторону противника.
Хотя мог бы подойти к Роону и поближе. Всё-таки ГК в 10" это серьёзно.

"Он, как минимум, выходил в море и стрелял в сторону противника."
Да, для значительной части РИФ это уже достижение ;-)

  • 1