?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О скоростях в теории и на практике.
alan_a_skaz
В продолжение разговора о бое в Желтом море и его вероятных сценариях.
Решил вынести из глубоко закопанных комментариев в отдельный пост.
Для особо знающих и талантливых вынужден добавить, с учетом их уровня "понятливости" и "познаний".
Преимущество в скорости у японцев после боя в Желтом море было не только исходное, за счет ТТХ их кораблей.

К нему прибавилось дополнительно немалое преимущество, за счет нехватки угля у русских кораблей!

Японцы, имея близкие базы, могли себе позволить максимальный расход угля при движении полным ходом и даже с форсажем.
У русских такой возможности не было: от силы экономичный ход, и на тот могло угля до своих баз, кроме Порт-Артура, не хватить.

Обращаю внимание самых-самых знатоков темы, из той породы, кому
закон и буквари не писаны
на такой эпизод, как погоня "Цусимы" за "Новиком" после обсуждаемого боя.

Германской постройки "русский" крейсер "Новик" на момент ввода в строй (1901г.) был рекордсменом своего класса по скорости - 25 узлов!
Правда, после уступил первое место англичанам и другим немцам, но всё равно оставался среди лучших.

А японский крейсер 3 ранга "Цусима", собственной японской конструкции и постройки, был изначально заурядным для своего класса и поколения.
Уже не таким неудачным, как тип "Сума", первый блин японцев в этом направлении.
Но - заурядным, не более и не менее. Скорость на приемных испытаниях - 20 узлов.

Даже и это было изрядным достижением для тогдашней Японии, даже и это было лучше, чем у русских "крейсеров" русской конструкции и постройки на тот же момент.
Но до "русского" крейсера германской постройки "Цусиме" было все-таки очень далеко, казалось бы!

Ан нет. Догнали японцы бывшего рекордсмена, и побили до того, что экипажу пришлось затапливать оставшееся, чтобы врагу не досталось.
(Хотя это не помогло: как и "Варяг", "Новик" был японцами поднят, починен и продолжил службу под японским флагом и названием "Сусуя").

Почему? А по причине нехватки угля.
Не мог "Новик" себе позволить полный ход, на последних остатках угля стараясь дотянуть до хотя бы Сахалина.
А японцы - могли. И поэтому при проектных 20 узлах оказались реально быстрее, чем "Новик" при своих проектных 25 узлах.

Вот и с 1ТОЭ то же самое: скорость они были вынуждены держать гораздо ниже своих предельных ТТХ, ради экономии угля. А японцы, изначально имея превосходство в скорости по паспортным ТТХ, таких ограничений не имели.
Поэтому корабли 1ТОЭ уйти от японцев, не одержав над ними предварительно боевую победу - не могли.


  • 1

Ну, пришли бы они во Владик,

И чё они там делали?
С обросшими брюхами, разбитыми машинами, прогоревшими сводами котлов?
Их там ждали?
С Бутерами и вуоткой?

Re: Ну, пришли бы они во Владик,

Это уже другой вопрос.

По кр. мере, они бы не были бездарно и бесполезно перетоплены на собственной базе в Порт-Артуре.
И имели шансы быть приведенными в порядок к неблизкому времени подхода подкрепления.

И даже самим фактом существования, уцелевшие корабли 1ТОЭ давили бы на нервы японцам, как тот мифический "миллион элитных войск", который японцы воображали на месте перепуганных царских вояк, окопавшихся на Сыпингайских позициях.

В общем, для их прорыва во Владивосток были резоны, если БЫ этот прорыв удался.
Но в реальной истории было то, что было, и ничто иное.

Я не про первую

Я про вторую и третью.
И откуда бы они уголь брали во Владике.
И вообще затевать войну без скоростных транспортов-углевозов могущих развивать не менее 20узлов это полное безумие.
Базы то далеко-далёко.

Edited at 2019-04-20 10:50 am (UTC)

Re: Я не про первую

К 2ТОЭ+3ТОЭ относится то же самое: давить на нервы японцам своим воображаемым могуществом. Это бы они смогли ;-)

А уголь во Владике и на Сахалине был местный. Паршивый, небогатые залежи, трудная добыча - но был.
И был на складах качественный кардифф в очень небольших количествах, но на один выход, может быть, хватило бы.

"затевать войну без скоростных транспортов-углевозов"
Вообще затевать и РЯВ, и ПМВ для РИ в ее чахлом состоянии было безумием.

Но царь жил в полном отрыве от реальности, был недальновиден, мелок, некомпетентен и не умен.
А его советники и прочие высшие чины, царем подобранные по своему образу и подобию, об интересах державы пеклись в предпоследнюю очередь.

--"Почему? А по причине нехватки угля.
Не мог "Новик" себе позволить полный ход, на последних остатках угля стараясь дотянуть до хотя бы Сахалина."

Проблема тут не в угле, а прежде всего в состоянии котлов и машин крейсера.
Несколько цитат из донесения командира Новика:










Одно к одному.
Т.е., не только и не столько в недостаче угля была причина, - но и в ней тоже. Отсюда и заход на Сахалин за углем.
А у основной эскадры недостача угля была еще сильнее.
Я правильно понимаю?

--"Отсюда и заход на Сахалин за углем."

Из-за сильно повышенного расхода, вызванного опять таки плохим состоянием котлов и машин.

--"А у основной эскадры недостача угля была еще сильнее.
Я правильно понимаю?"

По разному. На "Диане", например, до Сайгона хватило.
Но в переписке Витгефта с Алексеевым мне не удалось обнаружить упоминаний об угле, как лимитирующим факторе для прорыва во Владивосток для броненосцев и крейсеров.

Причины и следствия.
Утопили Боярина - стали гонять Новик в хвост и в гриву. Отсюда и начались неприятности Новика.
Отсюда износ машин и котлов и отсутствие ремонта.
Отсюда и повышенный расход угля.
Плюс недогруз при выходе из Порт-Артура.
И ещё недогрузили в Циндао.
Цесаревич ни матросов помочь в погрузке не выделил, ни приказал подчиниться и остаться, ни прикрыл при выходе, хотя мог.
Под прикрытием пушек Цесаревича Новик мог дойти до Шанхая хоть экономическим ходом и дозаправиться ещё там. А оттуда угля бы хватило и на полный ход до Владивостока.
Ну не было у эскадры приказа об общей точке сбора после боя на случай прорыва поодиночке.

.

"Под прикрытием пушек Цесаревича Новик мог дойти до Шанхая"
В принципе, повреждения "Цесаревича" допускали его выход снова в море, но с ограничениями боеспособности, а главное - командование броненосца уже не воспринимало свой корабль как полноценную боевую единицу.
Тем более не рассматривалась возможность боя с главными силами японцев.

"не было у эскадры приказа об общей точке сбора после боя на случай прорыва поодиночке."
Плюс риск обнаружения японцами в этой точке сбора всех собравшихся кораблей.

Ну, довести собравшихся в Циндао до Шанхая Цесаревич всё-таки мог. И даже потом до Сайгона. Это же не лёгкий Новик, который должен избегать любой встречи с японцами. А от Шанхая загруженный углём Новик мог уже пробовать идти полным ходом до Владивостока.
Сама идея прорыва из Артура во Владивосток была плохой. Надо было сражаться с японцами не далее Дальнего.
Чтобы иметь возможность убежать в Артур, если что-то пошло не так. И почтить торпедами собравшихся у причалов того же Дальнего.

"Надо было сражаться с японцами не далее Дальнего."
Надо было, и можно было, их и до Дальнего не пускать, - по кр мере, не пускать так легко и быстро.
Надо было всего лишь держать прекрасные позиции у ЦзиньЧжоу;
всего лишь не бояться привлекать флот для артподдержки пехоте; всего лишь уметь вести огонь полевых батарей с закрытой позиции; всего лишь не ставить повсеместно личную карьеру и личный комфорт выше своего воинского долга.

Но на всё это нужно было другую армию и другой флот другой страны.
РЯВ показала со всей отчетливостью, что РИ смертельно больна загниванием, и без хирурга уже не обойтись.

Износ, да понос...

большой расход угля не вследствие износа машин и котлов, а вследствие плохого обслуживания матчасти..
Пока нагрузки были щадящие - было терпимо, а как только полными ходами стали ходить, так и посыпались.. Трава в холодильниках, вакуум пропадает, вентиляторы не дают тяги...

Про танцора слыхал историю, мешали ему предметы между ног..

Re: Износ, да понос...

"а вследствие плохого обслуживания матчасти" - вследствие того, что после утопления Боярина Новику пришлось служить за двоих. Возможности встать в ремонт не было. Не подготовили в Артуре ремонтную базу заблаговременно перед войной.
Чтобы и док для броненосцев, и квалифицированных рабочих и мн. др.

Re: Износ, да понос...

А во Владике подготовили базу ремонта?

В Нагасаки слаще было ремонтироваться..

А японцы (ремонтники) все знали про корабли РИФ..
А вот РИФ ничего не знал по кораблям ЯИФ..
А потом и Цусима..

  • 1