alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Так ли плохо копировать?

Перенес сюда ответ на вопрос, заданный уважаемым https://musashi8.livejournal.com/ в https://alan-a-skaz.livejournal.com/82545.html?thread=1796977#t1796977 - поскольку тема показалась мне достойной отдельного поста.
> Основная и лучшая часть вооружения РИА и РИФ в 20 веке, как правило, оказывается не такой уж русской.
"А так ли это плохо?"
1. Плохо ВРАТЬ.
Советские источники добросовестно описывали иностранные прототипы советской боевой (и не только) техники.

Хрустобулочники никак не хотят признавать глубокую технологическую отсталость (и не менее глубокую зависимость) РИ от развитых держав, поэтому пытаются объявлять чисто русской заслугой всё, что было у РИ.

Более того! Наиболее "талантливые" экземпляры даже пытаются врать об обратном направлении заимствований - дескать, и англичане свои "ромбы" скопировали с "Вездехода" Пороховщикова, неспособного самостоятельно маневрировать по бездорожью, и французы оттуда же скопировали свои ФТ-17, - уж какой бы чушью это ни было.

И вообще Россия - родина всех слонов, ну хотя бы самых упитанных.
(см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/57993.html Танк Менделеева: что это было?
https://alan-a-skaz.livejournal.com/58263.html Снова родина слонов и танков.-2. Проект Лебеденко.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/58502.html Снова родина слонов и танков.-3. Проекты Пороховщикова.
https://alan-a-skaz.livejournal.com/58787.html Снова родина слонов и танков.-5. Путь к реальным танкам)

2. Плохо, когда у державы нет возможности самостоятельно себя обеспечивать всем необходимым, и расплата за это - зависимость от развитых держав.
К примеру, с началом ПМВ немцы стали противниками; а французам своё жабо было ближе к телу, и они временно прекратили поставки в РИ авиамоторов и прочих агрегатов.

В результате, "Измаилы" и "Светланы" так и остались недостроенными до конца войны, к которой строились; а дутая предвоенная численность "русской" авиации в первые же месяцы войны сдулась в разы, и уже не смогла приблизиться к уровню обеспеченности не только развитых держав, но даже Италии и Австро-Венгрии.

СССР с самого начала налаживал собственное производство всех необходимых компонентов для производства техники, и в случае внезапного эмбарго со стороны зарубежных поставщиков не оказывался лишенным возможности своего производства.

3. РИ не осилила даже копирование полного производственного цикла у развитых держав.
Это - ПЛОХО.

За всю историю царской авиации, не было налажено конструирование собственных авиамоторов.
Лицензионное копирование зарубежных моторов в РИ шло с большим отставанием по времени и по качеству, да и количество было недостаточным - на 3,5 тыс. произведенных в России самолетов, более чем на 90% иностранных моделей, пришлось 1,5 тыс. произведенных в России авиамоторов; среди которых самыми оригинальными и "русскими" считаются неск. десятков экземпляров РБВЗ-6, которые были копией довоенного немецкого мотора "Бенц".

Хрустобулочники не понимают, по своей тупости и необразованности, (или не хотят признавать) коренное отличие производства, начиная с 1924г., первых советских грузовиков АМО-Ф-15 (доработанной копии итальянского Фиат-15тер) от начатой при царе отверточной сборки итальянских готовых комплектов того же самого, вроде бы, Фиат-15тер.

А оно есть. Советское производство АМО-Ф-15 было полноценным производством, полного цикла, и не зависело от иностранных поставок - в отличие от подавляющего большинства царских производств "русской" техники.
То же самое тем более касается более поздней советской техники.

4. Советское производство сложных машин, да, в большинстве случаев начиналось с лицензионного копирования зарубежной техники. Как и царское.

Но царское так на этом и зацикливалось, - причем обычно значимая часть комплектующих для этого производства продолжала закупаться за рубежом в готовом виде.
Это - ПЛОХО.

Советское быстро переходило на более высокие стадии, с самого начала обеспечивая самостоятельность и независимость;

затем переходя к усовершенствованию по сравнению с оригиналом
(Т-26 начиная с модели 1933 года, и БТ начиная уже с БТ-2, да и Т-27, по уровню защиты и мощности мотора, уже в первых моделях значительно превосходили свои прототипы.
Т-28 и Т-35 копиями не были - хотя создавались с нескрываемой оглядкой на иностранные образцы, но при этом изначально были самостоятельными конструкциями, и изначально имели значительное превосходство над иностранными аналогами-прообразами);
далее к созданию собственных конструкций, вполне конкурентоспособных на мировом уровне, и их крупносерийному (!) производству.

До такой стадии царская промышленность ни с какими сложными машинами не дошла. И это - ПЛОХО.

Вот в этом и отличие промышленно развитой державы, какой быстро стал СССР, от отсталой и зависимой полуаграрной, какой до самого своего конца оставалась РИ.

"Советские танки тоже начинались с покупки лицензий на Викерса и Кристи."
Да, заимствования у Кристи и Виккерса значительно помогли развитию советского танкостроения.
Как и Форд значительно помог советскому автопрому, и т.п.

Но без них не так уж все было безнадежно.
До этого были Т-16, МС-1, Т-12/Т-24, многочисленные проекты танкеток, САУ и т.п., из автомобилей - вышеупомянутые АМО, а еще легковые "примусы" НАТИ, и т.п.
А царскую промышленность никакие заимствования не спасли. Пенициллин покойников не лечит.
Tags: без-ретуши, история, история техники, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • РусскиеЪ ПобедыЪ и РЯВ - 2. Тюренчен.

    Даже мелких боев на суше за первые месяцы РЯВ было крайне мало. Царские силы в пределах Кореи, несколько сотен казаков и сравнимое число пехоты,…

  • РусскиеЪ ПобедыЪ и РЯВ - 1. начало.

    Надо все-таки перейти к подробному разбору событий РЯВ, которую, 100+ лет спустя после драки, всё старательнее выдают за царскую победу - вместо того…

  • немного о Корее в РЯВ

    Обычно у нас Корея в РЯВ рассматривается только как плацдарм для вторжения японцев на материк и их приз за победу в войне, но не как субъект событий.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • РусскиеЪ ПобедыЪ и РЯВ - 2. Тюренчен.

    Даже мелких боев на суше за первые месяцы РЯВ было крайне мало. Царские силы в пределах Кореи, несколько сотен казаков и сравнимое число пехоты,…

  • РусскиеЪ ПобедыЪ и РЯВ - 1. начало.

    Надо все-таки перейти к подробному разбору событий РЯВ, которую, 100+ лет спустя после драки, всё старательнее выдают за царскую победу - вместо того…

  • немного о Корее в РЯВ

    Обычно у нас Корея в РЯВ рассматривается только как плацдарм для вторжения японцев на материк и их приз за победу в войне, но не как субъект событий.…