alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Передовая царская авиация и реальность.

Еще один краткий ликбез, на сей раз - про авиацию.

"И Российская Империя делала ЛУЧШИЕ В МИРЕ самолеты."
ЧУШЬ.
РИ, для начала, делала авиамоторов в разы меньше, чем самолетов, - а те, что делала, были ухудшенными копиями иностранных.
Так что совсем-свои самолеты РИ не умела делать вообще!

Как минимум, нуждалась в иностранных моторах. Когда Франция с началом ПМВ временно прекратила поставки моторов и прочей авиационной техники, "русское" российское авиастроение надолго впало в кому, а дутая численность "русских" ВВС сразу съежилась В РАЗЫ.

Далее, подавляющее большинство "русских" самолетов были тоже либо полностью иностранными, закупленными за рубежом, либо ухудшенными копиями иностранных: Фарман, Ньюпор, Вуазен, Сопвич и прочие столь же "русские" имена конструкторов самых массовых "русских" самолетов ни о чем не говорят?
И ни о чем не говорят их ТТХ: в сравнении с оригиналом русская копия того же Ньюпора обычно весила на ~10% больше и имела скорость на ~10% меньше, к тому же с заметной задержкой во времени: пока РИ осваивала копирование одной модели, авторы оригинала уже делали следующую, с еще более заметным улучшением ТТХ.

Из сконструированных в России, пусть и на иностранных моторах, самыми массовыми истребителями были 50 (!) самолетов Моска. Итальянца, между прочим, и гражданина Италии. Огромная серия для масштабов РИ, ни о чем для развитой страны, даже той же "отсталой" :-))) Италии.
Сикорский пытался делать истребители тоже, но доведение конструкции даже до первых опытных образцов требовало столько времени, что первые предсерийные экземпляры оказывались ужасно отсталыми от тогдашнего мирового уровня (лучшие в мире, ага-ага!).
Запускать их серийное производство не имело ни малейшего смысла: ко времени еще и освоения серийного выпуска, такое старье уж точно не было никуда не нужно.
Летающие лодки Григоровича, "самые первые в мире" по мнению хрустобулочных "знатоков", были созданы с опозданием на 2-3 года от развитых стран: первая из них М-1, или Щ-1, выставленная на летные испытания летом 1914г., стала копией французской серийной (!) DL (Доннэ-Левек) образца 1912г., а первая как-бы-серийная лодка Григоровича М-4 (серия аж целых 4 экземпляра!!!) вышла в небо уже в 1915 г., заведомо отстав от любой из развитых стран. Подробнее см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html
И "лучшими в мире" они не были тоже. Новейшая М-9 Григоровича в 1916г. имела макс. скорость 110км/ч, но на изношенных двигателях ее реальная скорость не поднималась выше 95-100км/ч.
Такие показатели у серийных (!) гидросамолетов германцев были уже в 1914г., еще до создания Григоровичем копии французской лодки. В 1916г. их аналоги выдавали 130-135км/ч.
В 1917г. немецкие гидросамолеты уже все имели 2 пулемета, спереди и сзади, и макс.скорость 160км/ч; - поэтому русские летающие лодки, оставаясь на все тех же устаревших скоростях, были немцам не противники, без сопровождения сухопутных истребителей вылетать обычно не рисковали.

Единственный более-менее реальный повод для хрустобулочной гордости - "Илья Муромец" Сикорского, но и с ним не так всё прекрасно.
Хотя он стал первым в мире многомоторным самолетом и прорывным изобретением в авиации, но до серии был доведен с большим опозданием, масштаб производства и способ организации производства так и оставался кустарным за всю его историю, общий выпуск оценивается от 76 до 84 экз, включая сделанные уже при большевиках.
Для сравнения, Капрони серийный выпуск своих аналогов наладил раньше, и за 1915г. сделал 279 экземпляров.
С самого начала трехмоторник Капрони, будучи равным ИМ по бомбовой нагрузке и вооружению, значительно превосходил его по скорости (137 против 95 км/ч максимальная) и высотности (4,8 против 3,0км). При этом, в подготовке к реальному бомбометанию ИМ тоже протормозил до начала 1915г., первый как-бы-боевой вылет состоялся только в феврале 1915г. и у единственного экземпляра, еще 2 экземпляра подоспели к лету того же года.
Хотя на бумаге их числилось в строю 6 экз. еще до начала ПМВ, но реально это к-во было достигнуто только год спустя, когда аналоги Капрони уже дюжинами летали на бомбардировки Триеста и других реально стратегически значимых объектов.
В истории ИМ не было НИ ОДНОГО массированного вылета с участием более 3 экземпляров, НИ ОДНОГО вылета со стратегическим масштабом задач и результатов, так что претензии ИМ на звание первого в мире стратегического бомбардировщика несостоятельны полностью; даже претензии на звание первого в мире серийного тяжелого бомбардировщика - в лучшем случае сомнительны, т.к. и серийный выпуск, и реальная готовность к бомбометанию у Капрони были достигнуты раньше.
К середине ПМВ по своим данным ИМ были уже в лучшем случае заурядны на фоне итальянских, германских и английских аналогов, к концу ПМВ - глубоко отстали даже от некоторых средних бомбардировщиков. Подробнее об этом попробую написать позже.
Tags: ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments