alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Передовая царская авиация и реальность.

Еще один краткий ликбез, на сей раз - про авиацию.

"И Российская Империя делала ЛУЧШИЕ В МИРЕ самолеты."
ЧУШЬ.
РИ, для начала, делала авиамоторов в разы меньше, чем самолетов, - а те, что делала, были ухудшенными копиями иностранных.
Так что совсем-свои самолеты РИ не умела делать вообще!

Как минимум, нуждалась в иностранных моторах. Когда Франция с началом ПМВ временно прекратила поставки моторов и прочей авиационной техники, "русское" российское авиастроение надолго впало в кому, а дутая численность "русских" ВВС сразу съежилась В РАЗЫ.
* причин для съеживания было более одной. Для начала, в якобы-самых-больших в мире(ТМЪ) царских ВВС заметная часть самолетов была "бумажными", в т.ч. ВСЕ занесенные в их список якобы-бомбардировщики, якобы-первые-в-мире(ТМЪ) типа "Илья Муромец", из которых на начало войны физически существовал 1(ОДИН) самолет, и тот совершено не приспособленный для военного использования. Первый как-бы-боевой вылет ИМ состоялся только в феврале 1915 года. К тому времени развитые страны на Западном фронте уже применяли бомбардировщики целыми эскадрильями.
Кроме того, царские самолеты с самого начала войны стали нести огромные потери, как боевые, так и небоевые, - а восполнять их тогда было нечем: без поставок французских моторов и прочих комплектующих в России и строить новые самолеты было невозможно, и хотя бы заменять изношенные было нечем. Даже после возобновления французских поставок моторный кризис в царской как-бы-РусскойЪ авиации не кончился. Всю ПМВ значительная часть потерь царских ВВС была еще и от запредельной изношенности моторов.

Далее, подавляющее большинство "русских" самолетов были тоже либо полностью иностранными, закупленными за рубежом, либо ухудшенными копиями иностранных: Фарман, Ньюпор, Вуазен, Сопвич и прочие столь же "русские" имена конструкторов самых массовых "русских" самолетов ни о чем не говорят?
И ни о чем не говорят их ТТХ: в сравнении с оригиналом русская копия того же Ньюпора обычно весила на ~10% больше и имела скорость на ~10% меньше. К тому же с заметной задержкой во времени: пока РИ осваивала копирование одной модели, авторы оригинала уже делали следующую, с еще более заметным улучшением ТТХ.

Из сконструированных в России, пусть и на иностранных моторах, самыми массовыми истребителями были 50 (!) самолетов Моска. Итальянца, между прочим, и гражданина Италии.
Огромная серия для масштабов РИ, ни о чем для развитой страны, даже той же "отсталой" :-))) Италии.
* как оказалось, 50 экземпляров - это был объем заказа, из которого реально сделали лишь около половины. На заводах Анатры доля реально изготовленных самолетов от объема заказов, считавшихся исполненными, бывала и меньше половины. Но более массовых истребителей вправду-русской конструкции не было все равно, даже с учетом этой поправки.
Сикорский пытался делать истребители тоже, но доведение конструкции даже до первых опытных образцов требовало столько времени, что первые предсерийные экземпляры оказывались ужасно отсталыми от тогдашнего мирового уровня (лучшие в мире, ага-ага!).
Запускать их серийное производство не имело ни малейшего смысла: ко времени еще и освоения серийного выпуска, такое старье уж точно не было никуда не нужно.
* некоторые как-бы-серийные как-бы-истребители Сикорского нашли применение в качестве учебных. Боевыми они на момент изготовления считаться не могли даже в царских ВВС, состоявших в основном из заведомого старья, запоздалых копий некогда-успешных прототипов из развитых стран.
Летающие лодки Григоровича, "самые первые в мире" по мнению хрустобулочных "знатоков", были созданы с опозданием на 2-3 года от развитых стран: первая из них М-1, или Щ-1, выставленная на летные испытания летом 1914г., стала копией французской серийной (!) DL (Доннэ-Левек) образца 1912г., а первая как-бы-серийная лодка Григоровича М-4 (серия аж целых 4 экземпляра!!!) вышла в небо уже в 1915 г., заведомо отстав от любой из развитых стран. Подробнее см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/36063.html
И "лучшими в мире" они не были тоже. Новейшая М-9 Григоровича в 1916г. имела макс. скорость 110км/ч, но на изношенных двигателях ее реальная скорость не поднималась выше 95-100км/ч.
Такие показатели у серийных (!) гидросамолетов германцев были уже в 1914г., еще до создания Григоровичем копии французской лодки. В 1916г. их аналоги выдавали 130-135км/ч.
В 1917г. немецкие гидросамолеты уже все имели 2 пулемета, спереди и сзади, и макс.скорость 160км/ч; - поэтому русские летающие лодки, оставаясь на все тех же устаревших скоростях, были немцам не противники, без сопровождения сухопутных истребителей вылетать обычно не рисковали.

Единственный более-менее реальный повод для хрустобулочной гордости - "Илья Муромец" Сикорского, но и с ним не так всё прекрасно.
Хотя он стал первым в мире многомоторным самолетом и прорывным изобретением в авиации, но до серии был доведен с большим опозданием, масштаб производства и способ организации производства так и оставался кустарным за всю его историю, общий выпуск оценивается от 76 до 84 экз, включая сделанные уже при большевиках. До боевого применения, или хотя бы до попадания на фронт, из них дошли около половины.
Для сравнения, Капрони серийный выпуск своих аналогов наладил раньше, и за 1915г. сделал 279 экземпляров.
С самого начала трехмоторник Капрони, будучи равным ИМ по бомбовой нагрузке и вооружению, значительно превосходил его по скорости (137 против 95 км/ч максимальная) и высотности (4,8 против 3,0км). При этом, в подготовке к реальному бомбометанию ИМ тоже протормозил до начала 1915г., первый как-бы-боевой вылет состоялся только в феврале 1915г. и у единственного экземпляра, еще 2 экземпляра подоспели к лету того же года.
Хотя на бумаге их числилось в строю 6 экз. еще до начала ПМВ, но реально это к-во было достигнуто только год спустя, когда аналоги Капрони уже дюжинами летали на бомбардировки Триеста и других реально стратегически значимых объектов.
В истории ИМ не было НИ ОДНОГО массированного вылета с участием более 3 экземпляров, НИ ОДНОГО вылета со стратегическим масштабом задач и результатов, так что претензии ИМ на звание первого в мире стратегического бомбардировщика несостоятельны полностью; даже претензии на звание первого в мире серийного тяжелого бомбардировщика - в лучшем случае сомнительны, т.к. и серийный выпуск, и реальная готовность к бомбометанию у Капрони были достигнуты раньше.
К середине ПМВ по своим данным ИМ были уже в лучшем случае заурядны на фоне итальянских, германских и английских аналогов, к концу ПМВ - глубоко отстали даже от некоторых средних бомбардировщиков. Подробнее об этом попробую написать позже.

P.S. для постов, связанных с ИМ, введен тэг https://alan-a-skaz.livejournal.com/tag/%D0%98%D0%BB%D0%9C%D1%83%D1%80
Tags: ИлМур, ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, ликбез, родинаслонов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments