alan_a_skaz (alan_a_skaz) wrote,
alan_a_skaz
alan_a_skaz

Categories:

Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1)

Родiна ВсѢхЪ СлоновЪ и авиация.(1)
Среди модных нынче мифов, воспевающих РоссиюКоторуюМы, есть и такой: царская империя была ведущей авиационной державой мира!
0. В доказательство тому приводится утверждение, будто в РИ перед ПМВ находилось рекордное в мире число самолетов. В российской авиации числилось по разным источникам от 244 до 263 самолета, а в военной авиации Франции, Германии и Англии было по немногим более 200 самолетов. В общем, ни у кого не было такой могучей боевой авиации, как в России!
1. Вранье тут начинается с того, что в РИ идут в счет ВСЕ самолеты, хотя бы формально существующие в стране (впрочем, они практически все предполагались для военного использования при необходимости), без оглядки на их реальные возможности - а у других стран только официальная численность государственного (!) воздушного флота (что в развитых странах было совсем не одно и то же, как увидим ниже).
2. В том числе, в строю на лето 1914г. считались по разным источникам от 6 до 10 самолетов "Илья Муромец" (ИМ), о котором (и о мифах, с ним связанных) надо еще писать отдельно.
Пока отмечу, что первый экземпляр ИМ первый полет совершил 10 декабря 1913г., и долго оставался единственным, опытным, подвергался на ходу доделкам и переделкам; второй (ВТОРОЙ) экземпляр был сделан по разным источникам от апреля до начала мая 1914г. (похоже, что разногласия между источниками связаны с тогдашними фокусами летоисчисления, "старым стилем" и "новым стилем"), вскоре после того был заключен контракт о постройке следующих экземпляров для Военного ведомства.
Самолеты, от которых тогда не еще было ничего, кроме бумаги с контрактом, были авансом зачислены в состав боевых сил царской авиации. Точно так же в царский боевой флот были, вскоре после закладки в 1912г., зачислены "лучшие в мире" ;-) ЛКр типа "Измаил", - которые реально в строй не были введены НИКОГДА, потому что некоторые критично важные для них компоненты "передовая" царская промышленность сделать сама не могла, а заказаны эти компоненты были (от великого ума и предусмотрительности царских гениевЪ) у немцев, в Германии и Австро-Венгрии, которые с началом войны эту работу прекратили. Замечу заодно, что в развитых странах тогда корабли такого класса от закладки до реального ввода в строй делали около 2 лет, в РИ за почти 2 года осилили около 40% готовности, за еще 3 года - практически ничего. Виновата в этом была, конечно, революция 1917 года :-)
Несуществующие самолеты фигурировали в отчетах, из них формировали самые передовые в мире ;-) воздушные соединения. К 1 сентября 1914г. в Военно-Воздушниый флот РИ были переданы 4 самолета - всё, что тогда существовало реально... почти. Почти, потому что для практического бомбометания они были НЕ оборудованы! Это дооборудование заняло еще несколько месяцев.
Первый (!) как-бы-боевой вылет ОДНОГО "Муромца" как-бы-состоялся в конце февраля (н.с.) 1915(!!) года. Как-бы - потому, что по погодным условиям вылет был отменен. На следующий день самолет вылетел снова с задачей уничтожить переправу, которую не нашел (!) и сбросил бомбы "где-то во вражеском тылу". Так и началась, наконец, боевая служба ИМ.
В марте/апреле (!) 1915 года в строю ФОРМАЛЬНО появился ВТОРОЙ реально действующий ИМ, освоение машины экипажем, перебазирование и т.п. заняло еще пару месяцев до первого реального боевого применения - и эти 2 (ДВА) самолета "совершали великия дѢла, покрывая себя великой славою" :-) в таком составе до июля 1915 года, когда первый из них вышел из строя насовсем (получив повреждения в воздушном бою и при последовавшей вынужденной посадке. Но это была ни разу не боевая потеря, господа, совсем-совсем не боевая!).
Война шла уже почти год, когда в отряде (состоящем из то пары "муромцев", то вовсе аж одного!), пышно именовавшемся "ЭВК" (Эскадра воздушных кораблей), наконец прибавилась еще пара.
И только осенью 1915г. контракт был наконец выполнен, а числившиеся в строю перед войной "Муромцы" наконец перестали быть чисто бумажными.
К этому времени Италия уже выпускала свои "Капрони" десятками в месяц (!), и выпускала их уже готовыми к бомбометанию. Они для бомбардировок Австрии преодолевали высоты в 1,0-1,5 км (https://alan-a-skaz.livejournal.com/126129.html) и даже Альпы, благодаря хорошей высотности (в это время Са.3 имел потолок 4,8км против 1,5км у первого "Муромца" и 3 км у "Киевского", макс. скорость 135км/ч против 70км/ч у первого "Муромца" и 85км/ч у "Киевского"); они производили массированные (!) бомбардировки Триеста и других стратегически важных целей. Ничего подобного "Муромцы" не могли совершить и близко.
В русской Википедии патридиотЪы пишут: "Италия также стала первой после Российской Империи страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики."
Врут, как обычно: МАССОВОГО применения бомбардировщиков у РИ не было НИ РАЗУ.
В реальности ИМ действовали обычно поодиночке, гораздо реже - парой, а участие 3 и более ИМ в одной бомбежке вообще проходит по разряду фантастики и чудес.
Был вылет, к которому готовились аж 4 "ИМ" - но чуда и тогда не случилось. По цели отмомбился ровно 1(ОДИН), и то имея на борту лишь около половины штатной бомбовой нагрузки: 15 пудовых бомб (240кг) вместо штатных 400кг.
Один не смог вообще взлететь; один испугался зенитного огня и вернулся; еще один был сбит на подлете, не успев сбросить ни единой бомбы.
По поводу недостоверных сообщений о якобы имевших место массированных бомбардировках силами "МуромцевЪ" см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/108906.html
Некоторые другие фрагменты, посвященные "Муромцам", скорее всего тоже будут вынесены из этого поста в более специальные.

Вообще выходов ИМ из строя по небоевым (техническим, погодным, или от ошибок экипажа) причинам было очень много. Моторов не хватало для своевременной штатной замены, изношенные часто давали сбои. На германский фронт был поставлен всего 51 самолет ИМ (из называемых цифр общего выпуска от 73 до 84, скорее всего считая выпущенные уже после отречения царя, в т.ч. при большевиках).
Из этой полусотни смогли принять участие в боевых вылетах около 40, числились в строю одновременно до 30 (включая списанные в учебные отряды), а реально боеспособных единовременно на весь фронт - до 12.
В боевой биографии "Муромцев" можно нередко увидеть записи вроде "из-за изношенности XIII-й корабль No. 169 не годился для совершения боевых полетов."
В книге "Мои воспоминания" генерал Брусилов пишет: "Знаменитые «Ильи Муромцы», на которых возлагалось столько надежд, не оправдали себя. Нужно полагать, что в будущем, значительно усовершенствованный, этот тип самолётов выработается, но в то время существенной пользы он принести не мог…" (Алексей Брусилов. Мои воспоминания. — М.: Вече, 2014. С. 59)
А итальянские ВВС выводили в одну бомбардировку больше тяжелых самолетов, чем всех боеготовых ИМ было в РИ единовременно: "Очень успешным был налет двадцати двух (!!!) Ca.2 на расположенные в Триесте австро-венгерские базу гидросамолетов и арсенал с боеприпасами и вооружением".
Так что Италия стала не "первой после Российской Империи...", а вообще ПЕРВОЙ В МИРЕ страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики.
Англия, Франция и Германия тоже успели в ПМВ добиться сравнимых успехов, но позже итальянцев; а вот РИ - НЕ смогла. НИ РАЗУ.
3. "Муромцы" были не единственными "бумажными самолетиками" в "самом большом в мире" царском воздушном флоте. Не располагаю пока полной информацией, но уже после мобилизации в начале ПМВ в российских ВВС насчитывался 221 пилот (на 263 самолета, ага), а до мобилизации, очевидно, и того меньше. Русская служба BBC называет цифру в 129 квалифицированных пилотов, - которая относится к предвоенному времени; но в любом случае факт, что дутая численность боевых самолетов в РИ реально подготовленными пилотами не обеспечивалась. А в это же время часть готовых пилотов была прикомандирована к несуществующим "Муромцам", и ждала со дня на день обретения своей матчасти в реальности.
4. Для сравнения: во Франции перед ПМВ, кроме чуть более 200 самолетов в государственной собственности и официально военного назначения, было около 400 гражданских самолетов в частном владении. С началом ПМВ самолеты вместе с хозяевами были мобилизованы, и численность ВВС Франции враз возросла примерно втрое. Аналогично поступили в Германии и Англии. Производство самолетов и их компонентов в развитых странах также значительно возросло с началом войны.
Продолжение следуетЪ. Дальше будет рассмотрен особенно неприятный для хрустобулочного вранья вопрос: что за самолеты были в "русской" авиации, и откуда они брались.
Хрустобулочники могут оказаться забаненными за тупость в поисковиках и Википедии. Впрочем, Википедию они и так давно превратили в сборник своих сказок и мифов, а в поисковиках они видят только то, что хотят видеть.
Поэтому - готовые ссылочки:
http://www.airwar.ru/enc/bww1/im.html
http://www.airwar.ru/enc/bww1/ca3.html
https://topwar.ru/65382-100-let-nazad-byla-sozdana-eskadra-vozdushnyh-korabley-ilya-muromec.html
https://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141218_ww1_history_russian_aviation
Tags: ПМВ, РКМП, авиация, без-ретуши, ликбез
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments